Научная книга Поиск по сайту
Главная
Поиск по сайту

Раздел: БИБЛИОТЕКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Короткий путь http://bibt.ru

Адрес этой страницы' ?>

<<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

Глава десятая

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

10.1. Безопасная эксплуатация грузоподъемных кранов.

Электромостовой кран. Ограничитель подъема. Грузозахватный крюк с предохранительной скобой.

На промышленном производстве значительная часть труда затрачивается на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, поэтому одной из задач охраны труда является всемерная их механизация. При этом рабочие освобождаются от тяжелых физических нагрузок и труд их становится более безопасным.

Согласно общим правилам техники безопасности и производственной санитарии для предприятий и организаций электротехнической промышленности работы по транспортированию в цех и из цеха, для подачи к местам работы тяжелых и громоздких деталей, как правило, выполняются при помощи подъемно-транспортного оборудования и средствами малой механизации - электрифицированными грузоподъемными машинами (краны, подъемники), лебедками, домкратами и др.

Все грузоподъемное оборудование должно удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003-74 «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности», Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов.

Наиболее распространенными грузоподъемными машинами на промышленных предприятиях являются мостовые краны. На погрузочно-разгрузочных площадках подъездных железнодорожных путей часто применяют стреловые автомобильные или гусеничные краны.

Основными частями мостового крана (рис. 10.1) являются следующие: стальная ферма или балка (мост) 1, которая может перемещаться на колесах по подкрановым путям 2, тележка с грузовой лебедкой 3, снабженная грузозахватным приспособлением 4, кабина управления 5.

Общий вид электромостового крана

Рис. 10.1. Общий вид электромостового крана:

1 - мост; 2 - подкрановый путь; 3 - грузовая тележка; 4 - грузозахватный орган (крюк); 5 - кабина крановщика

Краны оборудуются следующими предохранительными устройствами:

1) концевыми выключателями, обеспечивающими автоматическое прекращение движения в конце пути движения моста, тележки и подъема груза;

2) звуковым сигналом (звонок, сирена) для предупреждения об опасности наезда на людей, находящихся вблизи перемещаемого груза;

3) блок-контактами, устанавливаемыми на крышке люка кабины крановщика, автоматически снимающими напряжение со всех токоведущих частей электрооборудования в случае открывания люка и выхода через него на галерею (например, при осмотре, смазке и т.п.), и блокировкой двери кабины крана, исключающей движение крана при открытой двери;

4) вводное устройство системы электропитания оборудуется специальным контактным замком, ключ которою замыкает цепь управления и без которого не может быть подано напряжение на электропривод крана.

В целях исключения перегрузки на самоходно-стреловых кранах устанавливается ограничитель грузоподъемности.

Для поддержания кранов в технически исправном состоянии производятся все виды ремонтов, предусмотренных системой планово-предупредительного ремонта (ППР), а также периодические осмотры.

При осмотре электромостовых кранов необходимо проверить исправность электрических блокировок, приборов безопасности и наличие ограждений токоведущих частей (доступных для прикосновения), а также наличие в кабине крановщика необходимых электрозащитных средств (галоши, коврики, диэлектрические перчатки). Особое внимание необходимо уделять состоянию концевого выключателя механизма подъема, так как из-за его неисправности или неправильной установки и использования его крановщиком для автоматической остановки крюковой подвески в крайнем верхнем положении возможен подъем на недопустимую высоту до упора, что приводит к обрыву грузовых канатов и падению груза.

На рис. 10.2 приведено устройство концевого выключателя, ограничивающего подъем крюковой подвески.

Механизм ограничителя подъема электромостового крана

Рис. 10.2. Механизм ограничителя подъема электромостового крана:

1 - корпус концевого выключателя; 2-рычаг на оси выключателя; 3-трос; 4-груз; 5 - грузовой канат; 6 - площадка подвески; 7 - грузозахватный крюк

Некоторые краны мостового типа оборудованы двумя механизмами подъема - главным и вспомогательным, одновременная работа которых недопустима, поскольку крановщик не в состоянии контролировать одновременно положение обеих крюковых подвесок и при неисправном концевом выключателе не исключена авария. Поэтому на кранах такого типа применяют электрическую блокировку, исключающую преднамеренное или случайное включение одновременно двух механизмов подъема.

Во избежание случаев соскальзывания съемных грузозахватных приспособлений с крюковой подвески крана в случаях ее наклона по отношению к вертикальной оси необходимо установить на крюке предохранительную скобу (рис. 10.3).

Грузозахватный крюк с предохранительной скобой

Рис. 10.3. Грузозахватный крюк с предохранительной скобой

При эксплуатации самоходных стреловых кранов в результате превышения массы поднимаемого груза против номинальной возможно падение крана.

Козловые двухконсольные электрические краны снабжают противоугонными захватами (от угона крана ветром). Управление электроприводами рельсовых захватов осуществляется автоматически от сигнализатора давления ветра или дистанционно от кнопки, расположенной в кабине крановщика. Сигнализатор давления ветра устанавливается на конструкции крана сверху. При скорости ветра 12,5 м/с лопасти системы давления ветра поворачиваются и воздействуют на срабатывание его контактов.

Для обеспечения надежности работы противоугонного захвата все трущиеся поверхности деталей должны осматриваться не реже 1 раза в месяц. Особое внимание необходимо обратить на наличие смазки механизмов этого устройства (винты, зубчатые муфты, направляющие, фигурные пазы ползуна, ролики и оси рычагов).

При проведении планово-предупредительных ремонтов кранов в целях безопасности устраивается ремонтный загон, где кран устанавливают на время ремонта. Длина загона вдоль крановых путей должна быть выбрана из расчета ширины крана плюс не менее 2 м с одной стороны (если загон в торце здания) и не менее 2 м с обеих сторон при устройстве загона в других местах пролета.

Главные троллеи на участке ремонтного загона отсоединяются от действующих троллеев, питающих работающие краны, так, чтобы исключить случайную подачу напряжения на участок ремонтных работ. Площадь ремонтной зоны под краном необходимо оградить, чтобы предупредить пребывание в опасной зоне посторонних людей и их возможное травмирование случайно упавшими предметами.

При работе самоходных стреловых кранов может возникнуть опасность травмирования людей ударом поворотной части крана при неправильной его установке. Установка кранов должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов или другими предметами было не менее 1 м.

При установке самоходно-стреловых кранов необходимо учитывать состояние грунта и расстояние от ближайших откосов, котлованов, траншей.

Особую опасность представляют собой установка и работа стреловых кранов вблизи воздушных линий электро-передачи, Для обеспечения электробезопасности надо руководствоваться Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей [4].

Все мероприятия, обеспечивающие безопасную эксплуатацию кранов, разрабатываются до начала производства работ, изучаются всеми лицами, проводящими эти работы, и оформляются в специальном документе - наряде-допуске.

Перейти вверх к навигации
Перепечатка материалов запрещена.
Помогите другим людям найти библиотеку разместите ссылку: