|
||||
|
С ШАДРИНСКОЙ МАРКОЙВ послевоенные годы экономика Шадринска в результате реконструкции всех предприятий претерпела коренные изменения. Эвакуированные заводы перешли из приспособленных помещений в просторные светлые корпуса. Более десятка артелей выросли в предприятия легкой и пищевой промышленности, оснащенные современным оборудованием, вступили в строй новые предприятия. В промышленное производство широко внедряется автоматика и комплексная механизация. Особенно выросла машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность. Ей принадлежит ведущее место в городе. Она дает 56 процентов от общего объема продукции. В восьмой пятилетке большое влияние на развитие темпов роста промышленности оказало социалистическое соревнование, посвященное выполнению решений XXIII съезда КПСС, 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Сказалось и благотворное влияние хозяйственной реформы. В 1970 году по новой системе планирования и экономического стимулирования работало 19 из 25 предприятий. Их доля в общем объеме производства — 97,4 процента. Выпуск промышленной продукции увеличился более чем в полтора раза. Сейчас на 22 промышленных предприятиях города трудятся свыше 19 тысяч человек, а всего с предприятиями транспорта, связи, строительства и бытового обслуживания в городе занято на 1 января 1975 года 39 тысяч человек. Огромные перспективы открыли перед экономикой города решения исторического XXIV съезда КПСС, его директивы по девятой пятилетке. В утверждении Директив пятилетнего плана участвовали и представители трудящихся Шадринска, делегаты XXIV съезда КПСС директор телефонного завода Ф. И. Тканко, швея фабрики им. Володарского В. П. Варламова. Познакомимся с некоторыми предприятиями современного Шадринска. На западной окраине города, на территории бывшей прядильно-ткацкой фабрики «Красный Октябрь» в послевоенные годы поднялись многочисленные производственные корпуса. Это — самый крупный в Шадринске автоагрегатный завод. На нем работают свыше восьми тысяч человек. История завода началась в суровую зиму 1941 — 1942 годов. В Шадринск пришли эшелоны с оборудованием нескольких цехов эвакуированного на Урал Московского автомобильного завода имени Лихачева. Прибыли и люди. Свыше четырех тысяч рабочих и их семей. В исключительно трудных условиях смонтировали оборудование в приспособленных помещениях. И в феврале 1942-го выдали фронту первую продукцию. В 1947 году коллектив предприятия приступил к первой реконструкции, предусматривающей увеличение объема продукции в семь раз. К установленному сроку завод перекрыл проектную мощность. В 1964 году началась вторая реконструкция, увеличивающая его мощность еще в пять с половиной раз. Так, из отдельных цехов Московского автомобильного завода имени Лихачева выросло современное крупное предприятие. Сейчас здесь действует 27 автоматических, 71 поточно-механизированная и поточная линия. Увеличивается выпуск радиаторов, карбюраторов, отопителей различных марок, предпусковых подогревателей, домкратов. Только за годы восьмой пятилетки на заводе создано и освоено 44 новых образца автомобильных агрегатов. Вся продукция имеет первую категорию и соответствует современному техническому уровню. В девятой пятилетке (1971—1975 гг.) завод получил задание по изготовлению деталей, узлов для автомобилей Камского автомобильного завода, предусмотрено значительное увеличение производственных площадей, выпуск продукции за пятилетие увеличится более чем в полтора раза. В настоящее время предприятие поставляет изделия на все автомобильные и тракторные заводы страны. Продукцию Шадринского авто-агрегатного знают в 35 зарубежных странах. Одним из первых в городе коллектив перешел на новый порядок планирования и экономического стимулирования. Хозяйственная реформа благотворно сказалась на развитии производства, повышении рентабельности, улучшении использования производственных мощностей. На ШААЗе бережно хранят трудовые традиции Московского автомобильного завода имени Лихачева, первенца советской автомобильной промышленности, развивают их, передают из поколения в поколение.
Такие печатные типографские машины изготовляются на Шадринсном заводе полиграфических машин: а) экспортная П. Т.-2, б) П. С. H.-5 За высокие производственные показатели в социалистическом соревновании, посвященном 50-летию Советской власти и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, большая группа работников предприятия награждена орденами и медалями. А бригадиру слесарей М. А. Косинцевой присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Другое крупное предприятие города — завод полиграфических машин. В минувшей пятилетке он справил новоселье, переселился в просторные, светлые корпуса на восточной окраине Шадринска. Здесь трудится более двух тысяч человек. В 1946 году из предприятия, поставлявшего продукцию фронту, был образован этот завод. Началось изготовление тигельных, ротационных, печатных машин, различных типографских прессов, линотипных и монотипных, фотоматриц, картонажного оборудования для производства картонной тары и других изделий. Завод освоил машины и оборудование 43 различных наименований. Продукция завода широко известна в нашей стране. На 70 процентов обеспечивает он отечественную промышленность линотипными матрицами, является единственным в Союзе поставщиком монотипных матриц. Полиграфические машины и изделия из Шадринска пользуются широким признанием за границей. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы иностранных фирм. Продукцию Полиграфмаша покупают Финляндия, Бразилия, Чехословакия, Индия, Иран, Греция, Пакистан и другие. Славится в городе коллектив телефонного завода. Он появился в первый год Великой Отечественной войны: эвакуирован из Москвы. Из приспособленных на скорую руку цехов на фронт отправлялись партии телефонов в деревянных коробках. Сейчас это одно из лучших предприятий Шадринска, выпускающее различное оборудование связи. Заводу присвоено звание «Предприятие высокой культуры производства». Здесь широко применяются научные методы организации труда, много делается по технической эстетике. В сочетании с новыми формами планирования и экономического стимулирования это дало ощутимые результаты. Труженики завода — инициаторы многих новых форм соревнования. Коллектив неоднократно занимал в соревновании первые места по городу, Министерству. В 1941 году из г. Юрюзани, Челябинской области в Шадринск прибыло оборудование одного из старейших уральских металлургических заводов, основанного в 1758 году. До войны завод производил прокат, подковы, гвозди и другие металлоизделия. В годы Великой Отечественной войны он работал на нужды фронта, в мирное время выпускал прокат, сварочные электроды и другую продукцию. Новый цех металлопрокатного завода Сейчас идет реконструкция предприятия. В десятой пятилетке завод полностью перейдет на производство металлоконструкций, кристаллизаторов, водоохлаждающей аппаратуры. Здесь будет производиться ремонт 400 тепловозов и 600 дизелей в год для черной металлургии. По существу это строительство нового крупного предприятия с огромными цехами, с общей производственной площадью в 105 тысяч квадратных метров, с уникальным оборудованием. К концу пятилетки в городе вступит в строй новый крупный завод, который будет поставлять промышленному строительству страны ограждающие металлоконструкции до 200 тысяч квадратных метров в год. Создана в городе строительная индустрия. Работают два завода железобетонных изделий. Реконструирован кирпичный завод. В 1971 году вступил в строй действующих предприятий завод по производству ценного строительного материала— керамзитового гравия из местного сырья — трепеловых глин. Его производственная мощность — 100 тысяч кубометров в год. Ведется строительство корпуса по производству керамзитового бетона — 50 тысяч кубометров в год. В 1975 году шадринцы получат первые кубометры новой продукции. В истекшей пятилетке в городе сдано в эксплуатацию свыше 50 тысяч квадратных метров производственных площадей. В их числе хлебокомбинат, новый корпус швейной фабрики, цеха телефонного и автоагрегатного заводов. Вносит свой вклад наш город и в решение такой важной задачи, как задача значительного увеличения товаров народного потребления. С 1962 года почетное звание предприятия коммунистического труда присвоено швейной фабрике имени Володарского. Она изготовляет женское и детское платье. За годы минувшей пятилетки предприятие увеличило выпуск продукции в 1,8 раза. В коллективе установилась хорошая традиция—в день рождения В. И. Ленина работать на сэкономленных материалах. В наших магазинах вы можете купить красивые дамские туфли. Их выпускает (более 300 тысяч пар в год) Шадринская обувная фабрика. С давних пор широко известны шадринские валенки. В 1927 году кустари-пимокаты объединились в артель «Красный пимокат». Ныне это Шадринская фабрика валяной обуви, выпускающая 200 тысяч пар валенок в год. Труд рабочих почти полностью механизирован. Шадринский кожевенный завод выпускает различные сорта хрома для обувной и галантерейной промышленности. Развивается в городе пищевая промышленность. В 1967 году здесь вступил в строй крупный мясокомбинат. Все процессы производства на нем механизированы. Мощность предприятия — 75 тонн мяса и 5 тонн колбас за смену. В 1970 году горожане получили новый хлебозавод. Увеличили выпуск продукции и другие предприятия—молокозавод, пищекомбинат, пивоваренный завод и другие. Важное значение в жизни нашего города имеют предприятия железнодорожного транспорта. За советское время станция Шадринск из маленькой, мало кому известной, стала станцией, через которую нескончаемым потоком идут поезда с народнохозяйственными грузами. Ежедневно в летнее время приходят и отправляются 38 пассажирских поездов, в их числе — 24 дальнего следования. Станция оборудована автоматическими и электронно-счетными устройствами. Митинг, посвященный встрече первого электровоза. Митинг открыл первый секретарь горкома КПСС И. А. Панафидин Большие изменения произошли на станции за последние два десятилетия. В 1958 году была закончена прокладка вторых путей. В 1964 году потушен последний магистральный паровоз, депо перешло на тепловую тягу. 25 декабря 1971 года шадринцы встретили первый электровоз. Сейчас станция связана с промышленными предприятиями нашего города сетью подъездных путей, по которым ежемесячно поступают и отправляются тысячи тонн народнохозяйственных грузов. Железнодорожники Шадринска успешно внедряют научную организацию труда, добились ускорения оборота вагонов, увеличения среднесуточного пробега электропоездов, хороших показателей в вождении тяжеловесных поездов, высокой механизации в погрузке и выгрузке багажа. Коллектив 12-й Шадринской дистанции пути на протяжении ряда лет в социалистическом соревновании по образцовому содержанию пути занимает одно из первых мест по Южно-Уральской железной дороге. В новой девятой пятилетке промышленность города получит дальнейшее развитие. Выпуск продукции увеличится более чем в полтора раза. |
|||
|