Шадринск, Зауралье, История края
ООО " Дельта Технология"
Шадринск, Зауралье, История края
ООО " Дельта Технология"
пресс-формы изготовление пресс-форм. литьевые формы. ПЭТ формы.
Модельные комплекты. Стержневые ящики. Кокиля. Формы для литья по выжигаемым, выплавляемым моделям.
<<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

НАШИ ЗЕМЛЯКИ ШАДРИНЦЫ.

Ф. А. Бронников, художник, профессор исторической живописи

(Материалы главы «Наши земляки» о И. М. Первушине, А. Н. Зырянове, И. И. Моллесоне, К. Д. Носилове, Б. А. Тимофееве, В. П. Бирюкове, А. П. Бирюкове написаны совместно с Л. П. Осинцевым.)

Русская земля всегда была щедрой на таланты. Даже в самые тяжелые годы, в век крепостничества, в пору реакции из недр трудолюбивого угнетенного народа выходили тысячи людей пытливой мысли, научных дерзаний, замечательные умельцы и художники. Во многих музеях мира, в сокровищнице национального изобразительного искусства—Третьяковской галерее хранятся произведения большого мастера, русского художника Федора Андреевича Бронникова.

Ф. А. Бронников, художник, профессор исторической живописи

Ф. А. Бронников, художник, профессор исторической живописи

Он родился в семье шадринского иконописца в 1827 году. С детских лет увлекался рисованием. После смерти отца шестнадцатилетним отправляется с попутным обозом в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Но двери этого заведения оказались закрытыми для Бронникова. Тогда он идет учеником в граверную мастерскую. На способного юношу обратил внимание известный скульптор П. Клодт. Он и выхлопотал ему бесплатный билет вольнослушателя классов рисования академии. Ф. А. Бронников успешно проходит все классы и получает серебряную медаль.

Но только после того, как, по ходатайству покровилей художника, в Шадринске в 1850 году дали согласие отчислить его из своего мещанского общества, он становится учеником Академии, где занимается у профессора исторической живописи А. Т. Маркова. В 1853 году Ф. А. Бронников оканчивает Академию. За картину на заданную тему «Божия матерь — всех скорбящих радость» получает большую Золотую медаль, звание художника и командировку в Италию.

Перед поездкой за границу Федор Андреевич побывал в родном городе. В Италии он остается и после скончания срока командировки, так как слабое состояние здоровья требует теплого и мягкого климата. Бронников пишет картины на темы из древнегреческой, древнеримской истории, а также на темы современной ему итальянской народной жизни.

В 1863 году Бронников привозит в Россию большое полотно: «Квестор, читающий смертный приговор сенатору Тразею Пету». За эту работу он получает звание профессора исторической живописи.

Поездка на Родину явилась переломным моментом в творчестве Ф. А. Бронникова. Здесь он сближается с передвижниками и под влиянием их демократического искусства пишет ряд жанровых картин: «Бедное семейство, выгоняемое из квартиры», «Старик-нищий» (Третьяковская галерея), «Золотая свадьба» и другие. А в 1873 году Ф. А. Бронников вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Протокол о его приеме подписан Крамским, Мясоедовым, Перовым, Шишкиным, Клодтом, Саврасовым и другими. Вместе с лучшими русскими мастерами Федор Андреевич экспонирует свои работы. В их числе — «Больной у католического монастыря», «Покинутая», «Художники в приемной богача». Последняя пользуется большим успехом у зрителей и знатоков. Известный критик В. В. Стасов писал: «Одна из самых замечательных картин передвижной выставки — это небольшая картина г. Бронникова «Художники в приемной богача», ... одна из удачнейших маленьких комических сцен, выраженных живописью, работа деталей превосходна...»

В 1878 году Ф. А. Бронников создает замечательное полотно «Проклятое поле», трагический живописный рассказ о жестокой расправе рабовладельцев-патрициев над рабами. «Эта картина — образец удивительного воздействия композиции, красок и рисунка... все полно правды, все говорит, все обличает»,— писал В. В. Стасов.

В 70 и 80-е годы Ф. А. Бронников пишет также картины на сюжеты современной капиталистической Италии. Одна из них — «Бродяги на площади Пополо в Риме» — особенно резко разоблачает эксплуататорские порядки, показывает бесправие трудящегося человека.

Разносторонний художник Федор Андреевич являлся большим мастером портретной живописи. Его работы этого жанра, находящиеся в Шадринском музее, отличаются тонким рисунком, поразительным сходством с натурой, их отличает психологическое содержание портрета и убедительность изобразительного языка. В пейзажах художник правдиво и проникновенно передает состояние окружающего мира. Они отмечены колористической гармонией и чистотой красок. Любовь к природе у художника зародилась с детских лет в Зауралье. Не случайно в письмах к родственникам в Шадринск он часто вспоминает красоту родных мест. «Нет здесь тех безграничных полей, что у вас там, в России, нет дремучих лесов... и это жаль. Я люблю простор и поля наши русские, точно море беспредельное»,— делился своими чувствами с земляками Федор Андреевич.

Известные произведения Бронникова — «Гимн пифагорийцев восходящему солнцу», «Освящение Гермы», «Проклятое поле» и другие находятся в Государственной Третьяковской галерее. Часть его картин — за границей: в Англии, Дании и других странах. Лучшие работы нашего земляка экспонировались на Всемирных выставках вместе с выдающимися произведениями русской школы.

Ф. А. Бронников умер в 1902 году, похоронен на русском кладбище в Риме. Прожив долгие годы в Италии, он никогда не забывал своего отечества, родного города. Об этом свидетельствует его завещание о передаче Шадринску свыше 300 картин, эскизов, рисунков и 40 тысяч рублей для основания здесь художественной школы. Желание живописца было выполнено только в советское время. Сейчас в городе открыто такое учебное заведение. А завещанные работы стали основой художественного отдела краеведческого музея. Благодаря им, шадринцы хорошо знают творчество своего земляка.