Шадринск, Зауралье, История края
ООО " Дельта Технология"
Шадринск, Зауралье, История края
ООО " Дельта Технология"
пресс-формы изготовление пресс-форм. литьевые формы. ПЭТ формы.
Модельные комплекты. Стержневые ящики. Кокиля. Формы для литья по выжигаемым, выплавляемым моделям.
<<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

§ 7. ЭКОНОМИКА Южного Зауралья в XVII—XVIII веках.

Сельское хозяйство, промыслы и мануфактуры, торговля, положение крестьян в XVII—XVIII веках Зауралья.

Сельское хозяйство

В XVII—XVIII веках главной отраслью экономики Южного Зауралья было сельское хозяйство. Большую часть населения края составляли крестьяне, которые занимались земледелием. Землю обрабатывали сохой и бороной. Хлеба убирали серпами и косами. На полях сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, горох, гречиху и просо. Местами выращивали лен и коноплю. Развивалось и огородничество. Хлеб сеяли на одном участке до 8 лет подряд, затем забрасывали и заводили новую пашню. Такой прием использования земли назывался перелогом.

Постепенно свободной земли становилось меньше из-за роста населения. Возникла новая, более прогрессивная система обработки ее: двухпольный и трехпольный севообороты. В урожайные годы с десятины (участок земли размером в 10925,4 кв. м) получали зерна сам - 6, сам - 10.

Промыслы и мануфактуры

Развивались и промыслы: кожевенный, пимокатный, красильный, мыловаренный и другие. В сельских кузницах делали серпы, косы, различный инвентарь. Для своего хозяйства крестьяне изготовляли все необходимое. Часть произведенной ими продукции поступала на рынок.

В начале XVIII века при Далматовском монастыре возникли первые в крае мануфактуры: кожевенные и мукомольные. Кроме монастырских крестьян, на них трудились и вольнонаемные работные люди. Но их было очень мало. Так, в 20-х годах XVIII века на трех монастырских мельницах по вольному найму работало всего 8 человек. Это были новые важные черты в хозяйственной жизни Южного Зауралья.

Торговля

С XVII века в России появилось много рыночных центров. Окрепли областные рынки. В. И. Ленин отмечал: «...новый период русской истории (примерно с 17 века) характеризуется... слиянием... областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызвано было не родовыми связями... и даже не их продолжением и обобщением: оно вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок» 1.

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 1, с. 153—154.

Товарно-денежные отношения развивались и в Южном Зауралье. Однако связь со всероссийским рынком была еще слабой. На зауральских ярмарках и торжках находили сбыт продукты сельского хозяйства, изделия ремесленников, привозные товары. Известностью пользовались ярмарки Шадринска, Далматова, Кургана. Купцы из Челябинска, Ирбита, Тобольска и других городов продавали железные изделия, глиняную и деревянную посуду, сукно, рыбу. Они же скупали кожи, лошадей, рогатый скот, овец, хлеб. Уже в последней четверти XVII века хлеб поступал на рынок для продажи, как товар.

Положение крестьян

В XVII веке вся земля в Южном Зауралье была объявлена собственностью государя. С 1724 года крестьяне, обрабатывающие эту землю, стали называться государственными. Они отбывали барщину и платили феодальному государству оброк — сначала натуральный, позднее денежный. Барщина заключалась в обработке «десятинной» пашни. Крестьянин должен был вспахать и обработать десятину земли «на государя».

В XVIII веке из среды государственных крестьян выделилась особая группа — приписные крестьяне. Их принудительно прикрепляли (приписывали) к заводам для заготовок древесного угля, добычи руды.

Крестьяне нашего края были закреплены за горными заводами Урала. Это было вызвано быстрым ростом промышленности и недостатком рабочей силы на Урале. Положение приписных крестьян было крайне тяжелым.

В XVII—XVIII веках крупными землевладельцами были монастыри. Поселившиеся на землях монастыря крестьяне назывались монастырскими. На первое время они освобождались от повинностей. Но и по истечении льготного срока должны были работать на монастырской барщине. Кроме барщины, с крестьян взимали натуральный оброк — «пятинный хлеб» (пятую часть урожая).