|
||||
|
§ 9. КУЛЬТУРА ЗАУРАЛЬЯ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА.Народные зодчие. Далматов монастырь. Начало изучения края.Народные зодчие. Крестьяне и ремесленники пришли в наш край из многих городов и сел Русского государства. Трудовой люд был мастером на все руки. До прихода русских в Южном Зауралье кочевали татары и башкиры. Они жили в кибитках и войлочных юртах. С появлением русских началось строительство деревянных жилых домов. Возводились крепостные сооружения, церкви. Деревянные постройки XVII века до наших дней не сохранились. Замечательными памятниками архитектуры первой половины XVIII века являются каменные постройки: Далматов монастырь и Николаевская церковь (Далматовский район). Нам известны имена людей, строивших Далматов монастырь. Это — Емельян Гульков, Антон Зубов, Миней Полескин, Михаил Цаплин, Сысой Агафонов, Даниил и Роман Громыхаловы. Руководил строительством тюменский подмастерье Иван Борисович Сорока. Далматов монастырь окружен кирпичными крепостными стенами толщиной в 3,5 метра и высотой до 6,5 метра, сложенными в виде неправильного шестиугольника. Каменные зубцы на стенах являлись своеобразными щитами для оборонявшихся в случае осады. Нал стенами были возведены башни-бастионы высотой более 20 метров. Башни являлись основными элементами крепости. Амбразуры-бойницы, расположенные в башнях в два яруса, позволяли вести огонь из ружей (верхний ярус) и пушек (нижний ярус). Мощные ворота закрывали доступ в монастырь. И ворота, и башни, и стены монастыря покрыты орнаментом. При строительстве крепостных укреплений монастыря народные умельцы сохранили богатые традиции русского деревянного зодчества. Далматов монастырь является замечательным памятником архитектуры первой половины XVIII века и находится под охраной государства. В 1923 году он был объявлен историческим музеем. Далматов монастырь. С гравюры начала XX века Школа Первое учебное заведение появилось в Южном Зауралье в 1719 году: при Далматовском монастыре открылось училище «для обучения чтению, письму и цифири», то есть светским наукам. Здесь же преподавался «закон божий». Грамотной была незначительная часть населения Южного Зауралья: чиновники, духовенство, военные. Крестьяне, составлявшие большую часть жителей края, были в основном неграмотны. Начало изучения края В XVII веке продолжалось освоение русским народом просторов Южного Зауралья. Однако долгое время о нашем крае не существовало подробных сведений. Только в конце XVII века начались работы по составлению карты Сибири. В результате в 1701 году появилась «Чертежная книга» Сибири. Ее автором был С. У. Ремезов (1642—1720)—выдающийся деятель русской культуры, географ, картограф, архитектор, писатель и художник. Он составил в определенном масштабе карту всех уездов и городов «Тобольской земли до Казачьей орды». В XVIII веке были сделаны первые попытки научного подхода к изучению окраин страны. С 1733 по 1743 год работала первая научная сибирская экспедиция. За это время много ценных сведений о нашем крае было собрано участником экспедиции историком Г. Ф. Миллером (1705—1783). Итак, в XVII веке — первой половине XVIII века происходило дальнейшее развитие культуры Южного Зауралья. Однако по вине царизма развитие культуры протекало очень медленными темпами, а ее плоды были достоянием имущих классов. Вопросы и задания 1. Когда и как территория Южного Зауралья вошла в состав России? 2. Изучите карту «Поселения по рекам Исети, Миассу и Тоболу в XVII—XVIII вв.» и ответьте на вопрос: какие населенные пункты возникли в нашем крае в XVII веке — первой половине XVIII века? 3. Кто сыграл главную роль в заселении Южного Зауралья? 4. Какое значение имело переселение русских крестьян для экономического развития края? 5. Расскажите о положении крестьян, об их борьбе против феодального гнета. 6. Используя материал учебного пособия, подготовьте рассказ: «Основание Кургана, Шадринска и других поселений на территории нашего края». Документы. Из «Наказной памяти» (разрешения) Тобольского воеводы Юрию Никифоровичу Малечкину на строительство новой слободы (15 сентября 1662 года) «...Призывать ему Юшку на то новое место на Шадрину заимку гулящих и иных вольных добрых людей, которые бы были не воры, не зернщики и не бражники, и не беглые, и не тяглые иных городов и слобод люди, и пашня б им была за обычай». Вопросы 1. Кого призывали строить новую слободу? 2. Каково отношение царского воеводы к поселенцам? 3. Найдите в документе противоречие («гулящие», но не «бег лыс»). Чем это объяснить? |
|||
|