|
||||
|
§ 25. ЗАУРАЛЬЕ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.Положение рабочих В начале XX века положение зауральских рабочих было крайне тяжелым. Продолжительность рабочего дня целиком зависела от произвола владельцев фабрик и заводов. В Курганском паровозном депо рабочие трудились 12 часов в день, на заводе Балакшина — по 13—14 часов. За каторжный труд на капиталистов рабочие получали нищенскую заработную плату: на заводе Балакшина, например, рабочим платили от 80 копеек до рубля в сутки. Примерно столько же получали рабочие железной дороги и других предприятий. Еще меньше зарабатывали женщины и подростки. Кроме того, адмистрация капиталистических предприятий зачастую обсчитывала рабочих, взимая с них различные сборы и штрафы. Последние трудовые копейки отнимал кабак «Уржумка», открытый на станции Курган. Трудились рабочие в антисанитарных условиях. В курганском депо и мастерских стоял полумрак от пара и дыма. В шадринской кондитерской у печей, в изнуряющей жаре и смраде люди стояли по 15 часов. Большинство рабочих жило в приземистых деревянных домишках на окраинах города, недалеко от промышленных предприятий. Рабочие не мирились с гнетом и эксплуатацией; они боролись. Путь к освобождению им указывали марксисты-ленинцы, развернувшие борьбу против капитализма и самодержавия. Первые кружки социал-демократов Идеи марксистов-ленинцев быстро дошли до Южного Зауралья. В 1902 году рабочие депо Курган ознакомились с ленинской работой «Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах». Усилилась революционная деятельность в нашем крае после II съезда РСДРП. В 1904 году в Курган прибыли большевики-агитаторы из Омской организации РСДРП. Они вели разъяснительную работу среди рабочих депо и города, помогали создавать первые социал-демократические кружки. Шадринские революционеры наладили тесную связь с Екатеринбургским и Пермским комитетами РСДРП. В 1905 году в Шадринске среди рабочих сельскохозяйственной мастерской Молодцова действовал социал-демократический кружок, которым руководил Г. С. Серков, агроном уездной земской управы. В этом же году был образован социал-демократический кружок рабочих-железнодорожников на станции Макушино. |
|||
|