Шадринск, Зауралье, История края
ООО " Дельта Технология"
Шадринск, Зауралье, История края
ООО " Дельта Технология"
пресс-формы изготовление пресс-форм. литьевые формы. ПЭТ формы.
Модельные комплекты. Стержневые ящики. Кокиля. Формы для литья по выжигаемым, выплавляемым моделям.
<<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

§6. ЗАСЕЛЕНИЕ КРАЯ.

Первые поселения, строительство монастырей и пограничных крепостей в Зауралье.

Первые поселения

В освоении обширных и плодородных земель Южного Зауралья главную роль сыграли простые крестьяне. Большинство из них были «гулящими людьми». Так называли крестьян, которые убегали от феодалов. Многие из них навсегда покидали родные деревни и села, уходили в Зауралье в поисках новых земель и свободы от феодального гнета.

В первой половине XVII века крестьяне обжили северные районы Зауралья. К. сороковым годам они дошли до берегов Исети и начали селиться на землях Южного Зауралья.

Одним из первых на территории нашего края возникло поселение Белое городище у реки Исети, на месте нынешнего Далматово. Здесь поселились выходцы с Урала Шипицын и Королев «сотоварищи». К юго-востоку от Белого городища на расстоянии примерно в 30 верст существовали деревни Нижне-Ярская, Шмакова и Зайкова. Неподалеку от этих деревень на левом берегу Исети при впадении в нее притока Канаш русский человек по фамилии Шадрин примерно между 1649 и 1662 годами основал заимку, названную впоследствии его именем (заимкой называли небольшой участок ранее свободной земли, занятой кем-либо). В 1660 году на реке Исети возникло еще одно новое крестьянское поселение — Мехонская слобода.

Крестьяне были первыми строителями и жителями новых поселений, возникших на реке Исети в 40—60-е годы XVII века.

Строительство монастырей и пограничных крепостей на территории Зауралья.

Недолго пришлось крестьянам свободно обживать новые земли и угодья на реке Исети. Вскоре пришли сюда духовные феодалы, монахи. Под предлогом приобщения местного населения к христианской вере они строили монастыри, захватывали земли и превращали крестьян в феодально зависимых людей. Такая участь прежде всего постигла жителей Белого городища. В 1644 году при впадении реки Теча в Исеть был заложен Далматов монастырь, один из первых в Южном Зауралье. В 1646 году монахи захватили все земли вокруг Белого городища. «Святым отцам» досталось около 160 тысяч десятин земли. В свои обширные владения монастырские власти охотно принимали беглых и всяких «охочих людей» из числа крестьян и жителей посадов. В 1669 году в Далматовском монастыре проживало 150 человек. Многие крестьяне дали «порядные записи», по которым становились тягловыми людьми Далматова монастыря, то есть попадали в феодальную зависимость. Подневольные крестьяне осваивали и обживали просторы Зауралья: поднимали целинные земли, обрабатывали пашню, разводили скот.

В конце XVII и начале XVIII веков Далматов монастырь являлся мощной крепостью, оборонявшей Исетский край от набегов степных кочевников. В 1713— 1722 годах его обнесли кирпичной стеной с башнями, амбразурами и тремя въездными воротами. Высота каменных стен достигала 6—6,5 метра, многоэтажных башен — до 21 метра.

Вслед за монахами на зауральские земли пришли царские воеводы. В 1655 году по указанию царских властей был заложен Китайский острог. В XVII веке острогом называли поселение, обнесенное высокой деревянной стеной. Такие крепости сооружались для охраны границ Русского государства от набегов степных кочевников. В Катайский острог были переселены из Верхотурского уезда 30 «беломестных» казаков с женами и детьми. По своему положению беломестные казаки — те же крестьяне, обязанные нести военную караульную службу.