Поиск по сайту | |||
|
Короткий путь http://bibt.ru Адрес этой страницы' ?> <<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>Глава IV БЕЗОПАСНОСТЬ МЕХАНИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯЗначительный рост машиностроения, автоматизация и механизация технологических процессов предъявляют новые требования к конструкции машин. В условиях быстрых перемещений, повышенных давлений и температур нельзя полностью рассчитывать на внимательность и быструю реакцию рабочего, необходимо в самой конструкции машины предусмотреть соответствующие приспособления и устройства, устраняющие возможные опасности и вредности. При проектировании машины нужно учитывать способности обслуживающего рабочего понимать и правильно использовать информацию, поступающую от приборов и сигналов машины, с тем, чтобы создать условия для выработки у оператора привычных движений и исключить возможность его ошибочных действий. Кроме этого, при конструировании машины следует учитывать физические и психологические возможности организма человека: нельзя допускать монотонности работы, связанной с многократным повторением одних и тех же движений, так как это вызывает преждевременную усталость и нервное истощение; чрезмерное физическое усилие при работе приводит к излишней затрате энергии и большому напряжению; наличие большого числа раздражителей (световых и звуковых сигнализаторов, шкал, кнопок, рукояток и пр.) вызывает быстрое утомление нервной системы и т. д. При эксплуатации оборудования возможны нарушения нормального режима работы: перегрузка механизмов, резкое повышение давления, нарушение герметичности, разрушение отдельных деталей (например, шлифовальных кругов) и т. д., поэтому в машинах и механизмах заранее должны предусматриваться специальные предохранительные и защитные устройства, предупреждающие или исключающие аварии и поломки. Большое разнообразие технологических процессов, применяемых в машиностроении, их специфические особенности определяют объем мероприятий по технике безопасности. Эти мероприятия могут быть сведены к следующим: 1. Увеличение запаса прочности элементов оборудования. 2. Введение ослабленных звеньев в оборудование и применение устройств, уменьшающих возможные разрушения при взрывах, авариях и перегрузках или предупреждающих такие разрушения (кабины повышенной прочности, легкие покрытия, срезные шпонки и штифты, плавкие предохранители и т. п.). 3. Герметизация оборудования при работе с ядовитыми, огнеопасными и взрывоопасными веществами. 4. Применение защитных и предохранительных устройств, ограждение движущихся и опасных для прикосновения частей машин, защита от движущихся инструментов и от отлетающих частиц обрабатываемого материала, защита от лучистой энергии, ионизирующих излучений и т. п. 5. Введение в машины устройств и приборов, предупреждающих об опасности (различные сигнализаторы, манометры, водомерные стекла и т. п.) и автоматически устраняющих опасность (ограничители хода кранов, различные блокирующие системы, предохранительные мембраны и т. д.). 6. Обеспечение безопасности пуска и остановки механизма. 7. Применение опознавательной окраски и маркировки пусковых устройств, проводов, шин, баллонов и т. п. для исключения возможной ошибки или неправильного действия рабочего. Следует иметь в виду, что на стадии конструирования значительно легче найти правильное решение, обеспечивающее безопасность машины, нежели в процессе эксплуатации приспособить ее к требованиям охраны труда. Любая машина должна быть сконструирована так, чтобы работать на ней было удобно, легко и безопасно. Рассмотрим некоторые из приведенных мероприятий. |
||
| Помогите другим людям найти библиотеку разместите ссылку: |