Поиск по сайту | |||
|
Короткий путь http://bibt.ru Адрес этой страницы' ?> <<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>§ 5. Условия безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных устройствБезопасные условия укладки, транспортирования и расчалки транспортируемых грузов во многом зависят от согласованности действий крановщика (оператора) и строповщиков (чальщиков), действия которых в большинстве случаев основаны на условных сигналах. Строповщики (зацепщики, чальщики) допускаются к работе только после проверки их знаний. Они должны хорошо знать оборудование, способы обвязки, крепления и захвата грузов, применять необходимые приспособления и уметь предотвращать возможные аварии. На больших складах и в крупных цехах при транспортировке крупногабаритных и тяжелых грузов работу производят по чертежам, устанавливающим место, порядок и . габариты укладки грузов. К наиболее ответственным частям подъемно-транспортных устройств относятся канаты и цепи. Канаты и цепи служат для погрузки и разгрузки грузов (грузовые), составляя часть самого подъемного устройства, или для обвязки (зачалки) поднимаемого груза (чалочные, строповочные). Грузовые цепи и канаты освидетельствуются и испытываются как детали грузоподъемного механизма. Строповочные (чалочные) канаты и цепи рассчитывают на растяжение с 10-кратным запасом прочности; их испытывают не реже двух раз в год под нагрузкой, вдвое превышающей рабочую, и снабжают указателями предельной рабочей нагрузки, а также номера и срока испытания. Для безопасности работы большое значение имеет правильное закрепление поднимаемого груза, так как при его перемещении возможно самопроизвольное развязывание или сдвиг канатов и цепей, что может привести к падению груза и травме. Обычно под острые грани перемещаемого груза в места соприкосновения с ним каната или цепи подкладывают специальные прокладки из дерева, войлока, резины и т. п. для предохранения каната (цепи) от перегибов, перетирания или соскальзывания. При перемещении мелких деталей не рекомендуется транспортировать их в таре без бортов или загружать тару выше бортов. Подъем любых грузов должен осуществляться только в вертикальном направлении. Перемещение грузов в горизонтальной плоскости допускается на высоте не менее 0,5 м над оборудованием. Рабочим запрещается находиться под проносимыми грузами. Укладка грузов должна производиться с соблюдением предосторожности и на заранее подготовленную площадку. Канаты и цепи, устанавливаемые на подъемных механизмах, а также применяемые в качестве чалочных, должны быть проверены расчетом. Проверочный расчет канатов производится по формуле K= P/S, где К — коэффициент запаса прочности каната, выбираемый в зависимости от типа подъемного устройства, рода привода, режима работы и диаметра барабана (блока), на который навивается канат (принимается в пределах от К = 4 для ручных лебедок грузоподъемностью до 1 т до К = 14 для лифтов; для грузоподъемных механизмов в зависимости от характера работы К берется в пределах 4—6,5); Р — действительное разрывное усилие каната в кгс, т, е. та действительная нагрузка, при которой испытуемый кусок каната разрывается при испытании на разрывной машине; значение Р указывается в паспорте каната; S — натяжение ветви каната в кгс. При известном грузе Q натяжение S, возникающее в каждой ветви чалочного (аналогично грузового) каната, находят (см. рис. 4) по формуле S =1/cos α * Q/m = K * Q/m кгс, где Q — вес поднимаемого груза в кгс; m - число ветвей каната; K — коэффициент, равный 1; 1,15; 1,42; 2 при соответствующих (наиболее распространенных) углах а = 0°; 30°; 45°; 60°. Срок службы каната зависит от многих причин и, в частности, от диаметра блоков и барабанов, которые огибает канат во время работы. Опасный износ определяется по количеству оборванных проволок на шаге свивки в наиболее изношенном месте каната. Расчет грузовых и чалочных цепей производится так же, как и канатов, при этом коэффициент запаса прочности должен быть не менее 6 у чалочных и грузовых цепей, укладываемых на гладкий барабан (блок), и 8 — у калиброванных цепей, укладываемых на звездочку (для подъемных механизмов с машинным приводом). Грузовые крюки (петли, клещи, траверсы, грейферы, электромагниты), применяемые для подъемных механизмов, должны обеспечивать прочный захват груза , исключающий его падение. Износ грузозахватных устройств происходит главным образом в местах, подверженных знакопеременным нагрузкам, из-за появлений трещин усталости. Поэтому все грузозахватные устройства систематически осматривают и при наличии волосовин и трещин изымают из употребления. Рис. 4. Схема натяжения чалочных канатов |
||
| Помогите другим людям найти библиотеку разместите ссылку: |