|
||||
|
Помнить, беречь, приумножатьПатриотическое и интернациональное воспитание трудящихся, особенно молодежи, составляет важнейшую часть идеологической политики КПСС. Только убежденные патриоты-интернационалисты, горячо преданные социалистической Отчизне и готовые протянуть руку братской помощи другим народам, способны творчески решать грандиозные планы экономического и социального развития, поставленные XXVII съездом Коммунистической партии страны. Воспитанию народа в духе социалистического патриотизма способствует и углубленное знакомство с жизнью, историей, культурой отчего края. Известная пословица «Где родился, тут и сгодился» приобретает ныне особое значение. Вот почему краеведческие разыскания, отраженные в этой книге, представляют значительный интерес для зауральских читателей, да и не только для них. Невелик зауральский город Шадринск, мало заметен на географической карте страны. Но в его социально-культурном облике прошлого и наших дней отразились приметы России, одаренность народа, его творческий дух, активная деятельность передовых умов для блага Родины. Перелистывая страницы «Записок краеведа», видишь, как богата талантами родная земля, как душевно красивы населяющие ее люди. Открывает книгу краткий историко-культурный очерк о дореволюционной жизни Шадринска. История города, написанная с документальной точностью, служит своеобразным фоном, на котором возникают портреты интересных людей, связанных своей жизнью и творчеством с Зауральем, проступают человеческие судьбы и характеры. Культурное наследие рассматривается Л. П. Осинцевым с позиций сегодняшнего дня, в свете партийных установок на бережное отношение к передовой культуре прошлого. Привлекает и стремление вести разговор о былом в русле творческой мысли наших дней. Многие очерки о деятелях науки и культуры дореволюционных лет звучат современно, в них видна живая связь с нашим временем. Так, в статье об известном педагоге Н. Ф. Бунакове, последователе К. Д. Ушинского, выступившем в июле 1883 года в Шадринске на съезде учителей народных школ, отмечены призывы ученого к развитию самостоятельности учащихся в процессе обучения, к последовательности в изучении ими знаний об окружающем мире, приобщении школьников к краеведческим наблюдениям. Л. П. Осинцев не замыкается в кругу местных явлений и фактов, не ограничивается рассказом о культурных достопримечательностях Шадринска и уезда, об известных людях родного края. Он показывает, как незаметный зауральский город через людские судьбы был связан с Москвой, Петербургом, Екатеринбургом, другими культурными центрами страны и даже с заграницей. В книге прослеживаются творческие связи шадринцев с передовыми деятелями науки и культуры, показана сопричастность глубокой провинции к духовной жизни Родины. Большое внимание уделено раскрытию взаимоотношений А. П. Чехова — с писателем-землепроходцем К. Д. Носиловым, академика А. М. Бутлерова с учителем М. Г. Визгиным. В этих взаимосвязях проступает душевная щедрость выдающихся людей Отчизны, поддерживавших все передовое и талантливое на просторах родной земли. Книга состоит из небольших главок, внешне как бы разобщенных, не связанных друг с другом, но в целом дающих живую картину социальной и культурной жизни города дореволюционных и советских лет. В поле зрения краеведа — уроженцы Шадринска и уезда, а также люди, связанные отдельными страницами своей биографии с этим городом, посещавшие его, писавшие о нем, оставившие определенный след в его истории и культуре. Среди них — известные и полузабытые писатели и поэты, художники с мировым именем, выдающиеся ученые, партийные и государственные деятели, учителя, зауральские мичуринцы, военные, крестьяне. Несколько лет провел в шадринской ссылке поэт А. А. Ольхин, автор революционного варианта песни «Дубинушка», звучавшей гимном грядущего обновления русской жизни, и других стихотворений. Посвященная Д. Н. Мамину-Сибиряку глава знакомит с жизненными истоками таких известных произведений, как «Летные», «Охонины брови», «Хлеб». Прослеживаются приметы Шадринска, нашедшего художественное отражение в книгах писателя-демократа. Это позволяет заглянуть в мастерскую художника слова, сопоставить дореволюционный и современный облик города. С большим интересом читаются страницы, на которых приведен рассказ военного врача и писателя В. Я. Кокосова, очевидца обряда казни Н. Г. Чернышевского. Эти материалы дополняют наши представления о событиях 19 мая 1864 года на Мытнинской площади в Петербурге, отражают отношение передовой России к выдающемуся представителю революционной демократии. Именем Демьяна Бедного названы одно из отделений прославленного совхоза «Красная Звезда» Шадринского района и улица города Шадринска. Поэт не бывал в Зауралье, но пристально следил за становлением нового в жизни этого края, переписывался с местными жителями, помогал укреплению здорового быта на селе. Рассказ о связях Д. Бедного с Зауральем помогает лучше понять и самого поэта, активного участника социальных и культурных преобразований в стране. Как требовательный и чуткий наставник начинающих писателей предстает в книге уральский сказочник П. П. Бажов. Его связи с шадринским литератором Я. П. Власовым, краеведом В. П. Бирюковым, журналистом В. Я. Кобелевым приоткрывают одну из интереснейших страниц творческой биографии автора «Малахитовой шкатулки». Краткие справки о годах учения в Шадринске поэтессы К. А. Некрасовой и посещении этого города писателем А. К. Юговым расширяют читательские представления об этих людях, приоткрывают бытовую сторону их жизни. При первом чтении «Записок» создается впечатление калейдоскопичности. Перед читателем проходят, сменяя друг друга, десятки имен, событий, фактов из жизни Шадринска. Это напоминает мозаику, при взгляде на которую трудно сосредоточиться на чем-либо одном, и лишь постепенно глаз привыкает к панораме жизненных явлений. Ряд очерков посвящен ученым, оставившим определенный след в социально-культурном облике Зауральского края. Богато одаренной натурой, живым и остроумным собеседником показан талантливый математик из села Замараево Шадринского уезда И. М. Первушин, известный своими трудами в России и за рубежом. В книге он предстает как человек изумительного трудолюбия, бескорыстный и честный, не ладивший с начальством и поэтому постоянно терпевший гонения со стороны духовных и светских властей. Большим событием в научной жизни зауральского города стало посещение в 1925 году академиком А. Е. Ферсманом основанного В. П. Бирюковым Шадринского научного хранилища. Приезд видного ученого, его беседы с организатором хранилища и местными руководителями явились важным стимулом для развития и совершенствования краеведческо-поисковой работы в Зауралье. Внимание читателей, несомненно, привлечет сообщение о том, как известный советский библиограф Н. В. Здобнов собирал материалы по истории Шадринска и Исетского края для задуманной книги о родном городе. В письмах ученого-библиографа по этому поводу много поучительного и прежде всего — стремление к документальной точности в исследовании исторических явлений. Приведенное в «Записках краеведа» письмо историка В. П. Пузырева о Шадринске в годы Великой Отечественной войны, о безмерных трудностях и лишениях тех лет помогает зримо представить картину героических усилий тыла во всенародной борьбе с фашизмом. В книгах ученого-путешественника, исследователя Дальнего Востока В. К. Арсеньева неоднократно упоминается имя его отважного спутника А.Ф. Мурзина, уроженца деревни Ковриги Шадринского уезда. Этот факт позволил Осинцеву Л. П. ближе познакомить читателя с интересным человеком и показать, на каких преданных и мужественных людей опирался землепроходец в освоении таежных богатств русской земли. Как художник-патриот встает перед нами Ф. А. Бронников, вынужденный большую часть своей жизни провести на чужбине. Его завещание родному Шадринску, письма из Италии родственникам свидетельствуют о сыновней преданности Родине, стремлении внести свой вклад в развитие отечественной культуры. Сильное впечатление оставляет знакомство с хранящимися в Шадринском архиве документами, относящимися к годам ученичества И. Д. Шадра. Письма известного актера В. Н. Давыдова, художников И. Е. Репина и Н. К. Рериха в Шадринскую городскую думу о выделении необходимых средств для продолжения образования талантливого юноши отражают отеческую заботу передовых деятелей отечественной культуры о развитии национального искусства. Нравственная поддержка И. Д. Шадра в самом начале его жизненного пути явилась важным стимулом для творческого самоопределения будущего выдающегося скульптора Страны Советов. Имя путешественника и писателя К. Д. Носилова неоднократно упоминается в «Записках краеведа». Ему посвящено пять очерков, в которых раскрывается личность этого незаурядного человека, оставившего заметный след в освоении русского Севера, знакомившего читателей с жизнью и бытом аборигенов. Отмечено активное отношение К. Д. Носилова к современной ему действительности. Проявляется это и в его путешествиях по северным окраинам России с целью изучения истории, культуры и быта северян, и в гневном протесте против расстрела на Ленских приисках безоружных рабочих, и в научно-просветительской деятельности в первые годы Советской власти. С особой теплотой и признательностью рассказано в книге о талантливом уральском краеведе В. П. Бирюкове. Это он заложил основы Шадринского краеведческого музея и городского архива. Его стараниями добыт бесценный ленинский автограф, данный вождем Октября Шадринскому научному хранилищу. Благодаря разысканиям краеведа мы узнаем о связях екатеринбургских и шадринских большевиков через ленинскую «Искру». С помощью его публикаций стали известны имена ряда незаслуженно забытых писателей, связанных своей жизнью и творчеством с Зауральем. Он написал серию статей о писателе-земляке К. Д. Носилове, познакомив с интересным и талантливым бытописателем русского Севера. Это В. П. Бирюков подарил читателям уникальные сборники устного народного творчества Урала и Зауралья дореволюционных и советских лет. В них впервые были напечатаны знаменитые бажовские сказы, приоткрывшие золотоносную жилу в уральском рабочем фольклоре. Очерк «Встречи с Бирюковым», раскрывающий читательские представления о краеведе, является, пожалуй, одним из лучших в книге. Живо представлены в нем и внешний облик неутомимого следопыта, и подвижнический труд ученого, и юношеский энтузиазм, сохранившийся в течение всей его многолетней творческой жизни. «Записки краеведа» содержат большой познавательный и воспитательный материал, привлекают новизною сообщаемых в ряде случаев фактов, документальной достоверностью сведений о культурной жизни родных мест. Книга написана действительно краеведом — человеком, влюбленным в свою землю и увлеченным поисковой работой. Поэтому и читается она легко, пробуждая желание больше узнать о людях, с которыми знакомит автор. Не останутся без отклика, наверное, его призывы к продолжению изысканий, восполняющих пробелы в познании культурных ценностей родного края. Книга представляет определенный интерес для всех, кому дороги и близки судьбы русской национальной культуры. М. Д. Янко, профессор Курганского педагогического института |
|||
|
|