Шадринск, Зауралье, История края
ООО " Дельта Технология"
Шадринск, Зауралье, История края
ООО " Дельта Технология"
пресс-формы изготовление пресс-форм. литьевые формы. ПЭТ формы.
Модельные комплекты. Стержневые ящики. Кокиля. Формы для литья по выжигаемым, выплавляемым моделям.
<<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

Глава X ПО ПУТИ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА

§ 43. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЗАУРАЛЬЯ В ГОДЫ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК.

Курс на индустриализацию Зауралья. Социалистическое соревнование.

Курс на индустриализацию

После XIV съезда ВКП(б), взявшего курс на индустриализацию, в стране развернулось гигантское промышленное строительство. В Южном Зауралье в годы первых пятилеток развитие промышленности в основном осуществлялось за счет расширения и технической реконструкции старых предприятий.

Расширился и вырос Курганский машиностроительный завод. В 1926—1927 годах завод был перемещен из центра города (ныне угол улиц Гоголя и Кирова) к окраине на территорию дореволюционного, но уже бездействующего жестянолудильного предприятия.

Торжественное открытие «Турбинки» на новом месте состоялось в начале июня 1927 года. В короткий срок здесь были заново построены механический, кузнечный и литейный цехи. Рабочие освоили производство 11 видов новой продукции, в том числе быстроходных турбин, которые предназначались для электрификации сельского хозяйства. На «Турбинке» были изготовлены чугунные угольники для коксовых батарей магнитогорских домен.

Реконструировался и Курганский консервный завод. Число рабочих на этом мясокомбинате за первую пятилетку увеличилось с 350 до 1000. Объем валовой продукции предприятия возрос более чем в два раза. В Шадринске начал работу завод имени Второй пятилетки, который производил капитальный ремонт тракторов, автомобилей и выпускал для них запасные части. Увеличила выпуск продукции Шадринская прядильно-ткацкая фабрика «Красный Октябрь».

В 1929—1933 годах была построена железнодорожная линия Курган—Шадринск, что значительно повысило роль Курганского железнодорожного узла в перевозках народнохозяйственных грузов по магистрали, связывавшей Урал с Кузбассом.

Социалистическое соревнование

В 1929 году в стране развернулось массовое социалистическое соревнование. Активное участие в нем приняли рабочие Южного Зауралья. К концу первой пятилетки в Кургане и Шадринске было 1689 ударников. В 1935 году в стране развернулось стахановское движение. На Курганском машиностроительном заводе этот почин поддержала смена мастера токарного отделения механического цеха Филиппа Абазина. Первым стахановцем на этом заводе стал К. М. Чекашин (ныне помощник директора по кадрам и быту). На мясокомбинате в два-три раза перевыполнял дневную норму рабочий С. А. Бродягин, организовавший по-новому разделку туш. В 1936 году на машиностроительном заводе было 140 стахановцев, а на мясокомбинате — более 200.

В годы третьей пятилетки в стране широко развернулось движение многостаночников. Первые многостаночники в Кургане появились еще в годы второй пятилетки. Так, в 1935 году рабочий машиностроительного завода Сыромятников обслуживал три фрезерных станка.

Широкий размах новые формы соревнования получили на мясокомбинате. Первой в 1939 году перешла на обслуживание трех производственных процессов комсомолка Середкина. В том году мясокомбинат дал стране сверх плана продукции на 6 миллионов 290 тысяч рублей.

В 1935 году была создана курганская стахановско-кривоносовская колонна в составе 10 локомотивов «ФД». Возглавил ее машинист А. Прокопенко. Вместо 2 тысяч тонн по норме машинисты этой колонны стали водить поезда по 4—6 тысяч тонн. В феврале 1936 года машинист Сидоров провел поезд в 10,6 тысячи тонн, а вскоре после этого машинист И. П. Блинов начал водить поезда в 11 тысяч тонн. В 1939 году бригада И. П. Блинова провела 150 тяжеловесных поездов.

23 ноября 1939 года Президиум Верховного Совета СССР за образцовую работу наградил орденом Ленина машиниста депо станции Курган И. П. Блинова, орденом Трудового Красного Знамени составителя поездов Т. Г. Качалова и других железнодорожников. 42 передовика транспорта получили значки «почетно-железнодорожник».

В 1932 году по сравнению с 1913 годом объем промышленного производства в нашем крае возрос более, чем в 4 раза, а в 1937 — более, чем в 8 раз. За три с половиной года третьей пятилетки валовая продукция промышленности увеличилась почти на 60 процентов.

Таким образом, за годы первых пятилеток наш край стал преобразовываться из аграрного в аграрно-индустриальный.