Поиск по сайту | |||
|
Короткий путь http://bibt.ru Адрес этой страницы' ?> <<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>> § 5. НОВЫЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯВ последние годы в связи с осуществлением хозяйственных реформ произошли особенно важные изменения в системе планового руководства в нашей стране. Эти изменения были намечены сентябрьским Пленумом ЦК КПСС и XXIII съездом партии. Решения партии и правительства направлены на улучшение управления промышленностью и сельским хозяйством, на совершенствование планирования и усиление экономического стимулирования производства. Необходимость изменений в формах и методах планирования общественного производства обусловлена тем, что социалистическая экономика непрерывно и быстро развивается. Растут масштабы производства, изменяется его технический уровень и отраслевая структура, возникают новые хозяйственные связи и отношения. В связи с этим «на современном этапе развития советской экономики, науки, техники и культуры решающее значение приобретает рациональное, экономичное хозяйствование во всех без исключения звеньях народного хозяйства, в первую очередь в промышленности» *. * А. Н. Косыгин. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 27 сентября 1965 г. Издательство политической литературы. М., 1965, стр. 8. Хозяйственная реформа внесла изменения в систему планирования народного хозяйства — повысила ответственность всех плановых организаций за качество составляемых планов, потребовала от них более полного использования экономических законов, выбора оптимальных вариантов планов как на отдельных предприятиях, так и в масштабах отраслей всего народного хозяйства. Разработан ряд мер, направленных на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. С этой целью сокращено число показателей, утверждаемых предприятиям сверху с учетом того, что сохраняемые в плане показатели должны быть направлены на повышение эффективности производства. Так, вместо показателя валовой продукции устанавливается задание по объему реализованной предприятием продукции. Это требует от предприятия повышения качества выпускаемой продукции. Раньше предприятиям утверждалось четыре показателя по труду — производительность труда, численность работников, средняя заработная плата и фонд заработной платы, теперь утверждается лишь фонд заработной платы, так как утверждение этих показателей сверху только сковывало инициативу предприятий в выборе путей повышения производительности труда. Повысилась роль экономического стимулирования предприятий, даны возможности для укрепления и развития хозрасчета. Предприятиям оставляется больше средств из их прибыли на развитие производства, совершенствование техники, материальное поощрение работников и улучшение условий труда и быта рабочих и служащих предприятия. В отношениях между предприятиями укрепился хозрасчетный принцип, усилена материальная ответственность за выполнение обязательств. Теперь весь коллектив предприятия становится материально заинтересованным не только в выполнении личных заданий, но и в улучшении работы предприятия. Если раньше возможности предприятия повышать оплату труда рабочих за счет созданных самим предприятием источников дохода были крайне ограничены, то теперь возможности предприятия повышать оплату труда рабочим определяются ростом производства, качеством продукции, увеличением прибыли и повышением рентабельности производства. Рабочим и служащим за счет отчисления от полученной предприятием прибыли выдаются не только премии за высокие показатели в работе, но и единовременное вознаграждение в конце года (тринадцатая зарплата). При выдаче тринадцатой зарплаты учитывается также и продолжительность непрерывного стажа работы на данном предприятии, что способствует закреплению кадров. При новой системе хозяйствования возросла роль перспективного планирования. Необходимы не только пятилетние и составляющиеся на их основе годовые планы, но и планы, прогнозирующие развитие экономики на более длительные сроки, мобилизующие усилия трудящихся на решение коренных задач народного хозяйства. В современных условиях эффективное руководство промышленностью может осуществляться только при полном учете задач и особенностей каждой отрасли. Поэтому специализация производства является важным звеном технического прогресса и как следствие специализации неотъемлемым элементом хозяйственного управления является обеспечение отраслевого принципа руководства, которое осуществляется через министерства, ставшие единым центром, отвечающим за развитие данной отрасли производства. Это позволило устранить имевшую место в некоторых случаях несогласованность планов развития производства, внедрения новой техники, материально-технического снабжения. Эти меры основаны на сочетании единого государственного планирования с полным хозрасчетом предприятий, централизованного отраслевого управления — с широкой местной хозяйственной инициативой, принципа единоначалия — с повышением роли производственных коллективов. Такая система хозяйственного управления отвечает современным требованиям и позволит лучше использовать преимущества социалистического строя. |
||
| Помогите другим людям найти библиотеку разместите ссылку: |