Научная книга Поиск по сайту
Главная
Поиск по сайту

Раздел: БИБЛИОТЕКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Короткий путь http://bibt.ru

Адрес этой страницы' ?>

Оглавление книги Предыдущая Следующая

ПРЕДИСЛОВИЕ Книга "Технология тяжелого машиностроения"

Выпуск новых машин и механизмов, необходимых для осуществления прогрессивных производственных процессов и ликвидации ручного труда, является основной задачей ведущей отрасли промышленности — тяжелого машиностроения.

Продукция тяжелого машиностроения находит широкое применение во многих отраслях народного хозяйства: при добыче и обогащении руд, разработке месторождений нефти, угля, производстве чугуна, стали, проката, электроэнергии и т. д.

Тяжелое машиностроение, как отрасль промышленности, возникло в нашей стране только при Советской власти. В дореволюционной России металлургические, горные и многие другие • виды машин вообще не производились.

Начало развитию отечественного тяжелого машиностроения, т. е. производству машин для черной и цветной металлургии, горнорудной промышленности, тяжелых кузнечно-прессовых машин и подъемно-транспортного оборудования большой грузоподъемности, было положено решением XIV съезда Коммунистической партии: «...вести экономическое строительство под таким углом зрения, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование...» (* КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. ч. II, стр. 75, 1953.)

Первой наиболее значительной победой отечественного тяжелого машиностроения явилось изготовление в 1932 г. Ижорским заводом двух блюмингов для Макеевского и Дзержинского металлургических заводов. В предвоенные годы были освоены многие главнейшие виды тяжелых машин: первый советский слябинг, пущенный в 1937 г., шахтные подъемники, трехкубовые экскаваторы, миксеры, металлургические краны, агломерационные машины, цементные печи и другое оборудование. В этот период было завершено создание производственной базы тяжелого машиностроения.

Высокие темпы развития отечественной промышленности, предусмотренные решениями XXII съезда КПСС, непосредственно связаны с количественным и качественным ростом тяжелого машиностроения.

Вновь создаваемые машины и механизмы характеризуются применением новых схем и принципов действия, повышением скоростей, давлений, температур и передаваемых усилий, непрерывностью протекающих процессов, повышением уровня автоматизации. Особенностью, присущей машинам этого профиля, является непрерывное повышение приводной мощности, что в свою очередь ведет к дальнейшему увеличению их габаритных размеров и веса.

В настоящее время эксплуатируются шагающие экскаваторы с ковшом емкостью 25 ж3, гидравлические прессы усилием в 30000 и 70000 т, бесшаботные молоты с энергией удара 100 тм. Ведутся работы по созданию крупнейшей в мире доменной печи объемом 2286 м3, гидротурбины мощностью 500 000 кет, кранов грузоподъемностью 700 т, прокатных станов со скоростью прокатки более 40 м/сек и т. д. Вес многих машин достигает нескольких тысяч тонн. Наряду с уникальными машинами, заводы тяжелого машиностроения выпускают большое количество других изделий этого вида.

 

Совершенствование конструкций машин, увеличение их мощности и размеров, рост общего объема выпуска продукции этого профиля закономерно сопровождается процессом прогрессивного развития технологии тяжелого машиностроения. Одним из главных факторов при решении этой задачи является повторяемость и серийность элементов машин, создаваемая путем конструктивной нормализации деталей и узлов, новыми формами планирования и организации производства.

Творческое использование методов серийного производства открывает широкие возможности интенсификации процессов обработки, повышения уровня оснащенности и применения специализированных, агрегатных станков и станков с элементами программного управления.

При проектировании технологических процессов отчетливо выявляется стремление к изысканию путей облегчения условий работы и уменьшения доли ручного труда, к сокращению вспомогательного времени за счет механизации и автоматизации. Действенным фактором, направленным на снижение времени обработки, является совершенствование формообразования деталей на стадии заготовительных операций, основанное на расширении применения механизированных способов формовки и ковки.

Особое место в тяжелом машиностроении занимает сварка, открывающая возможности принципиально нового подхода к конструктивным и технологическим решениям в процессе создания крупных машин. Сварка деталей большой толщины практически исключает ограничение размерного характера при проектировании уникальных деталей и позволяет осуществлять наиболее технологичные конструкции.

Наряду с этим в технологии тяжелого машиностроения в настоящее время совершенствуются методы достижения повышенной точности и высокой производительности труда при производстве крупных и сложных деталей, характерных для металлургического и горнорудного оборудования.

Освещению основных вопросов, связанных с прогрессивными направлениями развития технологии тяжелого машиностроения, включая сборку и сварку, и обобщению передовых методов обработки ведущих деталей, характерных для прокатного, прессового и горнорудного оборудования, и посвящается настоящая книга.

Книга не ставит своей целью осветить все положения технологии; в ней содержатся материалы, характерные для производства основных деталей крупных машин. Вопросы, относящиеся к обработке мелких и средних деталей, тождественно решаемые в условиях общего машиностроения, не нашли отражения в настоящей книге. Исключение представляют только некоторые положения, несущие в себе новые идеи, осуществляемые на заводах тяжелого машиностроения и имеющие тенденцию к дальнейшему развитию, например типизация технологических процессов.

При создании книги был использован передовой опыт отечественных заводов тяжелого машиностроения, данные зарубежной практики и некоторые материалы проектно-технологических институтов.

Книга написана коллективом авторов: главы I и II проф. С И Самойловым; глава III -инж. В. М. Гореловым и канд. техн наук В. М. Браслаеским; глава IV —инж. Ю. Н. Кондратовым; глава V—инж. И. А. Калининым; глава VI —инж. В. М. Курочкиным, глава VII —канд. техн. наук В. А. Поповым и проф. С. И. Самойловым, глава VIII —инж. К Г. Козловым, глава IX-канд. техн. наук Б. Ф. Федоровым и гла-ва Х- канд. техн. наук В. В. Степановым.

Перейти вверх к навигации
Перепечатка материалов запрещена.
Помогите другим людям найти библиотеку разместите ссылку: