Научная книга Поиск по сайту
Главная
Поиск по сайту

Раздел: БИБЛИОТЕКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Короткий путь http://bibt.ru

Адрес этой страницы' ?>

Оглавление книги Предыдущая Следующая

ГЛАВА I

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

Особенности тяжелого машиностроения.

Тяжелое машиностроение характеризуется широкой номенклатурой продукции и значительными, а подчас и уникальными размерами и весом как отдельных деталей, так и собранных машин. Эти особенности определяют основные положения организации производства и построения технологического процесса.

Изготовление продукции носит в основном единичный и отчасти мелкосерийный характер. Цикл изготовления длительный, так как затраты времени, связанные с производством крупных деталей, составляют сотни часов. Наличие большого количества различных объектов, находящихся одновременно в производстве, затрудняет непрерывное движение деталей и приводит к вынужденному пролеживанию их в ожидании тех или иных операций. Кроме того, на длительность цикла влияет необходимость проведения подготовки производства каждой новой машины, начиная с разработки чертежей и кончая изготовлением моделей и хотя бы минимального количества оснастки.

Технологический процесс строится на принципе концентрации операций. Стремление к концентрации технологического процесса диктуется спецификой тяжелого машиностроения. Затрата вспомогательного времени на установку, выверку и закрепление деталей, имеющих значительные размеры и вес, составляет немалую долю штучного времени. С другой стороны, при штучном изготовлении установка мелких и средних деталей производится в основном при помощи универсальных приспособлений и устройств. Естественно, что в этих условиях уменьшение числа установок, как в первом, так и во втором случаях, прямо сказывается на сокращении вспомогательного времени. Концентрация операций также положительно влияет на сокращение длительности цикла производства за счет уменьшения межоперационного пролеживания, упрощения планирования и распределения работ по станкам.

Необходимость обработки разнообразных деталей предопределяет широкую универсальность оборудования. Изготовление деталей весом в десятки и сотни тонн требует применения уникальных и переносных станков, представляющих характерную особенность данной отрасли машиностроения. Номенклатурный и количественный состав оборудования должен обеспечивать возможность выполнения заданий в условиях непрерывно изменяющихся объектов производства.

Относительно редкая повторяемость деталей и узлов создает необходимость использования главным образом универсальной и нормализованной оснастки. Значительная стоимость и длительность изготовления крупногабаритной специальной оснастки в свою очередь предъявляет особые требования к отработке технологичности конструкций, выполнением которых создаются возможности в ряде случаев осуществлять технологический процесс за счет использования универсальной и нормализованной оснастки. Таким образом, может иметь место влияние оснастки на конструктивные формы деталей.

Общие задачи, возникающие при разработке технологии, сводятся к следующему:

1) к достижению заданной формы детали, точности размеров и шероховатости поверхности, а в некоторых случаях и к приданию поверхностному слою соответствующих физико-механических свойств;

2) к обеспечению высокой производительности технологических процессов за счет внедрения прогрессивных методов обработки, совершенствования режущего инструмента, повышения оснащенности, механизации, уменьшения вспомогательного времени и сокращения припусков на обработку.

Наряду с общими принципами и приемами, технология тяжелого машиностроения имеет и свои особенности.

1. Стремление к уменьшению доли занятости уникального оборудования в выпуске продукции, как основного условия повышения пропускной способности цехов и предприятий.

2. Совместная окончательная обработка деталей после сборки их в узел. Этот прием повышает точность обработки и обычно сокращает затраты времени на обработку и сборку.

3. Одновременная обработка нескольких деталей на станке. в этом случае у всех деталей мы получаем размеры с одинаковыми отклонениями. Например, фрезерование за одну установку разъемов партии крупных корпусов подшипников.

4. Широкое использование переносных станков, позволяющее без переустановки детали производить обработку двумя или несколькими станками, из которых только один является стационарным.

5. Применение накладных переносных станков, которые устанавливаются непосредственно на обрабатываемую деталь, используя ее как фундамент, и производят обработку отдельных поверхностей.

6. Выполнение промежуточной сборки под растачивание на зажимной плите станка, так как после соединения нескольких элементов вес детали превосходит грузоподъемность кранов.

7. Использование компенсаторов для достижения заданной точности. Хотя, строго говоря, компенсатор является конструктивным элементом, однако в условиях тяжелого машиностроения, учитывая особую сложность получения и измерения значительных размеров, наличие компенсаторов следует рассматривать как одно из основных условий технологичности конструкции.

8. Оптические и косвенные способы замеров больших размеров с использованием вспомогательных измерительных баз.

9. Осуществление в некоторых случаях ответственных посадок второго класса точности не по чертежным размерам, а по фактически полученным размерам на основной детали.

10. Стремление использовать в условиях тяжелого машиностроения методы серийного производства, как источника повышения уровня технологии.

Перейти вверх к навигации
Перепечатка материалов запрещена.
Помогите другим людям найти библиотеку разместите ссылку: