|
||||
|
Имени Демьяна БедногоЕще раньше, живя в большом городе, я всегда с трепетом проходил мимо здания государственного архива, подсознательно чувствуя, что прохожу мимо острова сокровищ. На третьем курсе института мне дали курсовую работу о жизни и творчестве одного популярного шадринского фельетониста двадцатых годов. И я впервые попал в архив. Получаю подшивку провинциальной газеты за 1925 год. Вот это уже настоящая история! И в первые же дни работы пришла неожиданная удача. В одном из номеров было напечатано письмо поэта Демьяна Бедного в коммуну его имени... Конечно, нашлись и фельетоны местного автора, но поиск пошел по другому руслу. Коммуна эта находилась в знаменитейшем до революции селе Кресты, в двадцати семи километрах от Шадринска. Каких только наций и товаров не побывало в селе за вековую историю существования Крестовско-Ивановской ярмарки! Об этом торговище Мамин-Сибиряк написал замечательный рассказ «Крупичатая». Были известны Кресты и в памятные годы революции. Ведь здесь, в лагере военнопленных, родилась вошедшая в историю интернациональная рота 4-го Уральского полка Красной Армии1. И вот приоткрыта еще одна страница летописи села — коммуна имени народного поэта. Создали ее демобилизованные красноармейцы в феврале 1925 года. Когда же встал вопрос — как назвать коммуну, решили дать ей имя того, кто в тяжелые дни гражданской войны «красных бойцов веселил». Как и бывает, на первых порах коммуна испытывала трудности, и все в основном из-за того, что ей не выделяли земельного участка. Посоветовались коммунары и решили пожаловаться своему «папаше», Демьяну Бедному, работавшему тогда редактором центральной газеты «Беднота». И вот в коммуну пришел ответ. «Дорогие товарищи! — писал поэт.— При сем сопровождаю вам № 2185 газеты «Беднота» от 15 августа, где вы увидите свое письмо на мое имя в печатном виде... Полагаю, что этим ускорится дело с вашим землеустройством. Сердечное вам спасибо за честь, оказанную вами мне наименованием своей коммуны. Со своей стороны готов оказывать вам всякое содействие, поскольку это будет в моих силах... Хоть раз в год, по крайности, уведомляйте меня, как идут ваши дела. Что касается землеустройства, то немедленно сообщите мне, как откликнулись ваши власти на письмо, напечатанное в «Бедноте». Желаю вам успеха. Демьян Бедный. 18 августа 1925 года. Какая ваша ближайшая станция? Портрет пришлю, когда вернусь в Москву, сейчас я на Кавказе. Д. Б. Подписываетесь ли вы на газету «Беднота»?2 Как и следовало ожидать, обращение коммунаров к поэту, его публикация в «Бедноте»3, да и письмо в коммуну помогли, и молодому хозяйству ничто уже не мешало встать на ноги. О коммуне скоро заговорили, там построили мельницу и шерстобитку, купили трактор и нефтяной двигатель. Словом, коммунары зажили, и местная газета в 1926 году публикует заметку «Как живет коммуна «Демьян Бедный». Наверняка эта заметка читалась в Москве. В том, что поэт интересовался материалами шадринской окружной газеты «Рабоче-крестьянская правда», теперь нет никаких сомнений4. Еще в 1924 году поэт через шадринскую газету осведомлялся о похождениях одного бывшего председателя сельского Совета и взял его на свой острый карандаш. Сатирическое стихотворение об этом донжуане было опубликовано в центральной прессе5. Были и другие созвучные темы. Так, например, крестьянин села Ушаковского Никифоров выступил в газете за оздоровление свадебных обрядов. Почувствовав актуальность темы, газета открыла дискуссию. Это происходило в ноябре 1925 года, а уже 3 декабря «Правда» опубликовала «юридический трактат» Демьяна Бедного «Всерьез и... ненадолго, или советская женитьба». В один из январских вечеров 1926 года Демьян Бедный просматривал пачку шадринских газет. Внимание привлекли материалы, высмеивающие знахарство. С мыслью — ловко знахарок песочат — он потянулся за ручкой. Появились строчки нового фельетона: Деревенское. Бытовое. Побаловались с Грунькой парнишек двое... А уже 27 января фельетон Бедного «Передача» был перепечатан из центральных газет на страницах «Рабоче-крестьянской правды». Редакция сообщала, что этот фельетон написан на основе заметки «Знахарки но дело», опубликованной в Шадринске в начале года. Редакция выражала уверенность, что любимый поэт еще не раз остановит «свое внимание на быте крестьянского Зауралья». Однако больше подобных публикаций пока не найдено, хотя поэт писал в наш город и вот по какому поводу. В 1936 году В. П. Бирюков послал поэту свою книгу «Дореволюционный фольклор на Урале», в которой были и сказы П. П. Бажова. Считалось, что это сказы Хмелинина, записанные Бажовым по памяти... А затем, через несколько лет на рабочем столе поэта появилась «Малахитовая шкатулка». Бедный, прочитав изумительные сказы, был от них в восторге. Но так как Бажов никогда не выпячивал свое «я» в литературе, то и в книге «Малахитовая шкатулка» ссылался на сказочника Хмелинина — деда Слышко, тем самым отведя себе роль собирателя фольклора. Бедный очень обрадовался, думая, что перед ним фольклорный, а не литературный сборник. А раз так, то он сел за поэтическую переработку сказов и работал более трех месяцев. Но выясняется, что он «переработал» произведения выдающегося уральского мастера слова. Конечно, поэт расстроился и в письме Бирюкову от 26 января 1945 года писал: «Из последнего номера «Литературной газеты» я вычитал, что Вы благополучно здравствуете и фольклорно просвещаете челябинских писателей. В свое время Вы и меня «просветили», прислав мне книгу «Дореволюционный фольклор на Урале»... Прошло уже более полувека со дня наименования маленькой зауральской коммуны именем народного поэта, но до сих пор оно не сходит с карты Шадринского района. Так, одно из отделений ордена Трудового Красного Знамени совхоза «Красная Звезда» называется «Демьян Бедный». Улица имени поэта есть и в Шадринске. 1 Л. Осинцев. Интернационалисты в Шадринском уезде.— Урал, 1978, № 3, с. 149—152. 2 Рабоче-крестьянская правда, 1925, 25 октября. 3 Коммуна имени Демьяна Бедного. (Письмо коммунаров).— Беднота, 1925. 15 августа. 4 Редакция высылала шадринскую газету поэту. 5 Рабоче-крестьянская правда, 1925, 4 февраля. |
|||
|