|
||||
|
Транспорт в зауралье после реформы 1861. Строительство Курганского участка Великой Сибирской железной дороги.Потребности всероссийского рынка вызвали развитие путей сообщения. В нашем крае сначала появился водный, а затем железнодорожный транспорт. 19 мая 1871 года из Тюмени в Курган прибыл по реке Тоболу первый пароход под названием «Благодать». Он был встречен жителями города и окрестных деревень «с чрезвычайным удивлением», как сообщала газета «Тобольские губернские ведомости». В июле 1892 года начались работы по сооружению железной дороги в районе Кургана. В октябре 1893 года первый поезд подошел к нашему городу. Он вез рельсы, шпалы и другие материалы для строительства великого Сибирского пути. Много горожан собралось посмотреть на железнодорожный состав. Для его встречи была сооружена красивая, украшенная флагами арка. Первый пассажирский поезд отошел от Кургана на Омск в августе 1894 года. По расписанию ежедневно мимо Кургана проходили два пассажирских и четыре товарных поезда. На строительстве Курганского участка Великой Сибирской железной дороги Невыносимо тяжелым, каторжным был труд рабочих и крестьян-отходников, строивших Сибирскую железную дорогу. Рабочий день продолжался около 16 часов. Изнуряющий ручной труд, антисанитарные условия, эпидемии приводили к массовой гибели строителей. Строительство Сибирской железнодорожной магистрали не могло сразу изменить облик нашего края. Глушь и малочисленность населенных пунктов Южного Зауралья и Сибири того времени подметил В. И. Ленин, который спустя три года проезжал через Курган в сибирскую ссылку. 2 марта 1897 года он писал матери со станции «Обь»: «Окрестности Западно-Сибирской дороги, которую я только что проехал всю (1300 верст от Челябинска до Кривощекова, трое суток), поразительно однообразны: голая и глухая степь. Ни жилья, ни городов, очень редки деревни, изредка лес, а то все степь. Снег и небо — и так в течение всех трех дней» 1. 1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 55, с. 23. Но Сибирский железнодорожный путь имел огромное значение для развития экономики края. С постройкой Сибирской магистрали в Европейскую Россию и за границу потекли сотни тысяч пудов зауральского хлеба, масла и мяса. Южное Зауралье все быстрее втягивалось в систему всероссийского рынка. Таким образом, к концу XIX века капиталистические отношения все глубже проникали в экономическую жизнь. В деревне усилился процесс расслоения крестьянства. Южное Зауралье стало одним из важных районов производства товарного хлеба, а также поставщиком мяса, масла и других сельскохозяйственных продуктов. Развивались кустарное производство и мелкая промышленность, но сельское хозяйство продолжало оставаться основной отраслью экономики Зауралья. |
|||
|