Научная книга Поиск по сайту
Главная
Поиск по сайту

Раздел: БИБЛИОТЕКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Короткий путь http://bibt.ru

Адрес этой страницы' ?>

<<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

§ 2. МУФТЫ.

Муфты разделяются на следующие группы:

постоянные, предназначенные для длительного соединения валов;

сцепные, служащие для соединения и разъединения валов во время работы;

свободного хода, передающие вращение только в одном направлении;

предохранительные, ограничивающие угловую скорость или крутящий момент или компенсирующие температурные удлинения вала.

Постоянные муфты делятся на жесткие и упругие.

Жесткие муфты применяют для соединения валов на длительное время. Они требуют точной центровки соединяемых валов. Крутящий момент передается от одного вала к другому через жесткие элементы муфты.

Поперечно-свертная муфта (рис. 89, а) состоит из двух полумуфт 3 и 4, которые напрессовывают на концы соединяемых валов 1 и 7 и закрепляют призматическими шпонками 2 и 6. Между собой половинки муфты соединяют болтами 5 или шпильками. Перед окончательной сборкой выверяют радиальное биение обода полумуфт и зазор между их торцами (они должны быть в пределах допустимых величин, указанных в чертеже).

поперечно-свертная  постоянная муфтаупругая втулочно-пальцевая  постоянная муфта

Рис. 89. Муфты постоянные: а - поперечно-свертная, б - упругая втулочно-пальцевая

Упругие муфты допускают некоторое отклонение соединяемых валов от соосности, смягчают толчки и удары, возникающие в передачах.

Упругая втулочно-пальцевая муфта (рис. 89, б) допускает вращение валов в любом направлении. Она состоит из двух полумуфт 1 и 2, связанных между собой специальными шпильками 3. В одной полумуфте шпильки укреплены жестко гайками 5, а в другой - концы шпилек сидят в резиновых или кожаных кольцах 4. Каждая полумуфта может быть ведущей или ведомой. Такие муфты обеспечивают эластичное соединение при незначительных перекосах осей.

По принципу своего действия муфты сцепления делятся на кулачковые и фрикционные.

Кулачковая сцепная муфта (рис. 90, а) состоит из двух полумуфт 1 и 5, сцепляющихся между собой зубцами (кулачками) 2. Полумуфта 5 смонтирована на ведущем участке вала и закреплена неподвижно шпонкой 3 и стопором 4, а полумуфта 1, сидящая на ведомом участке вала 8, может перемещаться вдоль вала 8 по направляющей шпонке 6. Ведомая половина муфты перемещается при помощи системы рычагов 7, электромагнита или давления жидкости. Муфты этого типа обеспечивают надежное соединение валов.

Кулачковая сцепная муфта

многодисковая фрикционная муфта

Рис. 90. Муфты сцепные: а - кулачковая, б - многодисковая фрикционная

Фрикционные сцепные муфты передают крутящий момент силами трения. В зависимости от формы и количества поверхностей трения фрикционные муфты называются дисковыми, многодисковыми, конусными и цилиндрическими (барабанными).

Фрикционная дисковая муфта применяется для плавного включения ведомого вала на ходу, т. е. во время вращения ведущего вала, она работает за счет силы трения, возникающей между торцами ведущего и ведомого дисков муфты после ее включения.

Многодисковая фрикционная муфта показана на рис. 90, б. Фрикционные диски 2 и 3 изготавливаются из чугуна, стали, латуни, бронзы или из фрикционных пластмасс. Движение передается с одного вала на другой за счет трения, возникающего на торцовых поверхностях дисков, прижимаемых с нужной силой друг к другу.

На фланцевой втулке 1, закрепленной на валу шпонкой и стопором, насажены ведущие диски 3, а между ними ведомые диски 2, которые своими выступами входят в пазы зубчатого колеса 9. На этой же втулке закреплены стопорный диск 4, в торце которого имеются отверстия, и гайка 5 с кулачками 8. Через гайку проходит фиксатор 6, который вводится в любое отверстие диска 4.

Муфта включается с помощью рычажной системы, действующей на скользящую втулку 7. При включении втулка смещается по направлению стрелки, раздвигает кулачки 8 и зажимает диски. Сила трения, возникающая между дисками, приводит в движение ведомый вал. Выключение производится обратным движением.

Предохранительные муфты, ограничивающие крутящий момент, применяют для предохранения вала и связанных с ним деталей передач от разрушения при перегрузке. Муфты этого типа работают за счет среза или трения.

Фрикционные предохранительные муфты по конструкции ничем не отличаются от фрикционных сцепных муфт. Нажим на трущиеся части во фрикционных предохранительных муфтах осуществляется пружинами. Они затягиваются на такую величину, которая не препятствует передаче рабочего крутящего момента. При перегрузке диски скользят, не передавая движения рабочему органу.

Предохранительная кулачковая муфта показана на рис. 91. Подвижная в осевом направлении полумуфта 3 соединена с валом 5 шпонкой 7 и сцеплена с зубчатым колесом 1 кулачками 2. Полумуфта находится под действием пружины 4, степень сжатия которой регулируется гайкой 6.

При передаче крутящего момента, превосходящего расчетный, полумуфта вследствие наклонной формы кулачка сместится вправо, преодолевая сопротивление пружины, а зубчатое колесо с кулачками 2 провернется на валу 5 и будет проскакивать, расцепляя кулачки. При этом кинематическая цепь разрывается. После устранения причин, вызывающих перегрузки, передача движения восстанавливается автоматически под действием пружины 4.

Муфта предохранительная кулачковая

Рис. 91. Муфта предохранительная кулачковая

Перейти вверх к навигации
Перепечатка материалов запрещена.
Помогите другим людям найти библиотеку разместите ссылку: