Поиск по сайту | |||
|
Короткий путь http://bibt.ru Адрес этой страницы' ?> <<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>> § 4. ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА.В цепных передачах, имеющих схему открытой гибкой передачи, место шкивов занимают зубчатые колеса, называемые звездочками, а гибкая лента заменена цепью. Зацепление происходит между зубьями звездочки и звеньями цепи. Чтобы удержать зубчатые цепи от смещения вдоль оси вала, на звездочках устраивают направляющие звенья, охватывающие зубья звездочек с боков. Преимущества цепных передач: сравнительно большое передаточное число i (до 7 и более); малые межосевые расстояния достаточная быстроходность; отсутствие скольжения; меньшая нагрузка на валы и подшипники по сравнению с ременными передачами Рис. 112. Типы приводных цепей: а - втулочно-роликовые: 1 - внутренние пластины, 2 -наружные пластины, 3 - валик, 4 - ролик, 5 - втулка, б - зубчатые: 1 - соединительные пластины, 2 - валик, 3 - зубчатые пластины, 4 - втулка Недостатки цепных передач: больший шум по сравнению с ременными приводами; более высокая стоимость цепной передачи по сравнению с клиноременной; необходимость ухода и смазки в эксплуатации; значительная масса. Существует два типа приводных цепей, работающих на больших скоростях-втулочно-роликовые (рис. 112, а) и зубчатые (рис. 112, б). Размеры втулочно-роликовых цепей стандартизованы. Конструкция втулочно-роликовых и зубчатых цепей ясна из рисунков. Основным размером цепи является расстояние между центрами соседних шарниров, называемое шагом t цепи. Звездочки делают из чугуна, если скорость цепи менее 2 м/сек. При больших скоростях звездочки изготовляют из стали. Профиль зубьев звездочки для втулочно-роликовой цепи и ее конструкция показаны на рис. 113, а, а профиль звездочки для зубчатой цепи - на рис. 113, б. Рис. 113. Профили зубьев звездочки: а - для втулочно-роликовой цепи, б - для зубчатой цепи Для лучшей работы цепи желательно некоторое провисание ее ведомой ветви (уменьшение угла обхвата), препятствующее изнашиванию ее в шарнирах. Поэтому при горизонтальных передачах увеличивают L цепи на 2-3 мм или на 4-5 мм при больших расстояниях. Учитывая неизбежное вытягивание цепи, в конструкциях цепных передач предусматривают регулирование расстояния между валами в пределах ΔA = 1,5 t мм. Различные случаи расположения цепей показаны на рис. 114. Рис. 114. Расположение цепей: а - нежелательное, б, в, г, ж, з - правильное, д - нежелательное (так как вызывает износ цепи, частое регулирование), е - правильное (при невозможности регулировать А), и - неправильное (так как приводит к заеданию цепи, особенно если А невелико), к - нежелательное (так как возможно защемление цепи), л - регулирование натяжения цепей звездочкой, ВЩ – ведущая звездочка, ВМ - ведомая звездочка Если нет сильного натяжения, вертикальное расположение передачи возможно, когда натяжение регулируется натяжным роликом или звездочкой, находящимися на ведомой ветви цепи (рис, 114, е). Если цепи несколько наклонены, то режим работы цепной передачи улучшается. При горизонтальной передаче со звездочками малых диаметров, чтобы избежать заедания и даже защемления цепи, ведущую ветвь располагают вверху. Звездочки пригоняют, насаживают на валы и выверяют так же, как и шкивы. Монтаж втулочно-роликовой цепи при помощи соединительного звена, имеющего два валика, скрепленные пластинками, показан на рис. 115, а. Одна из пластин может легко сниматься. Таким звеном можно соединить цепи, имеющие только четное число звеньев, а если нужно собрать цепь с нечетным числом шагов, то вводят переходное звено (рис. 115, б). Рис. 115. Монтаж цепей на звездочки: а - с соединительным звеном, б - с переходным звеном, в - соединение цепей крючковыми стяжками, г - соединение цепей крючковыми пружинными стяжками, д - соединение цепей винтовыми стяжками На рис. 115, в показано соединение цепей крючковыми стяжками, а на рис. 115, г - соединение крючковыми пружинными стяжками. Конструкция этих стяжек ясна из рисунков. Для соединения пластинчатых зубчатых цепей пользуются приспособлением, показанным на рис. 115, д. Винт 1 с правой и левой резьбой вращают, при этом лапки 2 и 3 сдвигаются и концы цепи стягиваются. Во время сборки цепей нельзя допускать сильного их натяжения. Цепь с небольшим провисанием правильно указывается на зубья звездочек, в результате уменьшаются удары между звеньями и зубьями и снижается износ передачи, цепь работает более плавно и бесшумно. Кроме того, при нормальном натяжении цепи уменьшается нагрузка на детали механизма. Для повышения сроков службы цепных передач большое значение имеет смазка цепей. Режим смазки выбирают в зависимости от скорости передачи: при скорости до 2 м/сек- периодическая смазка, при скорости 2,5-5 м/сек - капельная смазка; при скорости 5-7 м/сек - смазка при помощи ванны; при скорости, превышающей 7 м/сек - смазка принудительная насосом. Тщательно собранные и хорошо обслуживаемые цепные приводы работают надежно и обладают высоким коэффициентом полезного действия (до 0,96-0,97). |
||
| Помогите другим людям найти библиотеку разместите ссылку: |