Научная книга Поиск по сайту
Главная
Поиск по сайту

Раздел: БИБЛИОТЕКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Короткий путь http://bibt.ru

Адрес этой страницы' ?>

<<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

§ 2. СБОРКА КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА.

Кривошипно-шатунный механизм применяют для преобразования поступательного движения во вращательное и наоборот.

К основным деталям кривошипно-шатунного механизма относятся: коленчатый вал, иногда заменяемый кривошипом или кривошипным диском, шатун, коренные и шатунные подшипники, поршневой (крейцкопфный) палец, шкив, маховик.

Коленчатый вал принимает работу отдельных поршней и передает ее через маховик на трансмиссию.

На рис. 125 показана наиболее распространенная схема коленчатого вала четырехцилиндрового двигателя.

Схема коленчатого вала четырехцилиндрового двигателя

Рис. 125. Схема коленчатого вала четырехцилиндрового двигателя

Коленчатый вал состоит из следующих элементов:

четырех шлифованных шеек 1, называемых шатунными, так как к ним присоединяются нижние головки шатунов;

трех шлифованных шеек 2, называемых коренными (коренные шейки вращаются в подшипниках, служащих опорами вала);

необработанных частей 3, соединяющихся шейками и называемых щеками вала.

Маховик 4 предназначен для уменьшения неравномерности вращения коленчатого вала и вывода кривошипов и поршней из мертвых точек. Кроме того, маховик, обладая большими массой и инерцией, облегчает пуск двигателя, начало движения и плавный переход от одних оборотов к другим.

Шатун (рис. 126) служит для шарнирного соединения коленчатого вала или кривошипа с поршневой группой.

Шатун

Рис. 126. Шатун

Сборка шатуна начинается с запрессовки втулки в головку шатуна 1. Втулку устанавливают так, чтобы канавка 3, предназначенная для смазки пальца, находилась против отверстия 9. Это возможно только в том случае, если торцы втулки 2 будут запрессованы заподлицо с торцом верхней головки шатуна. Втулки при запрессовке в отверстие шатуна несколько сжимаются.

Для исправления этого недостатка после запрессовки следует выполнять чистовое растачивание или протягивание или развертывать двумя-тремя развертками отверстие втулки.

проверка конусообразности и овальности  шатуна   индикаторным нутромеромпроверка прямолинейности  шатунапроверка собранного шатуна на двойной изгиб

Рис. 127. Проверка собранного шатуна:

а - проверка конусообразности и овальности индикаторным нутромером, б - проверка прямолинейности, в - проверка собранного шатуна на двойной изгиб

После запрессовки втулки в головку шатуна приступают к сборке вкладышей шатуна. Начинают с проверки параллельности плоскостей разъема вкладышей 5 и 4 по высоте на краску: при параллельности плоскостей вкладышей пятна краски должны располагаться по всей плоскости разъема с обеих сторон и не должно быть качания на плите. Если плоскости не параллельны, их необходимо пришабрить. Допустимая величина выступающих торцев вкладышей из тела шатуна указывается в сборочных чертежах или инструкционных картах на сборку (обычно 0,05-0,15 мм). После запрессовки вкладышей в головку и крышку шатуна 6 их соединяют вместе болтами 10 и гайками 7. Предварительно укладывают между головкой шатуна и крышкой набор регулирующих латунных или медных прокладок 8 толщиной до 0,05 мм. Общая толщина прокладок указывается в чертеже и обычно равна 4-5 мм. После сборки шатуна необходимо проверить отверстия шатуна индикаторным нутромером на овальность и конусообразность (рис. 127, а), а затем проверить шатуны на прямолинейность (рис. 127, б).

Прямолинейность шатунов проверяют на специальном приборе следующим образом: шатун 2 верхней головкой 3 устанавливают на контрольный палец 4 с конусом, а нижней - на палец 1 контрольной плиты 6, и, завернув винт 5, зажимают шатун на пальце. Затем устанавливают на цилиндрические пояски контрольного пальца 4 призму (калибр) 5 и подводят его так, чтобы штифты касались плоскости плиты 6. Если шатун прямолинеен, то все три штифта призмы 5 будут касаться плиты. Если же шатун согнут, то касаться плиты будет либо один верхний штифт, либо два нижних. У шатуна будут касаться плиты верхний и один из нижних штифтов.

Величина скрученности и погнутости шатуна определяется щупом 7 по величине зазора между плитой и штифтами. Зазор не должен превышать 0,05 мм.

Если шатун имеет двойной изгиб, который указанным выше способом обнаружить нельзя, то его можно проверить следующим образом: зажать шатун (рис. 127, в) на пальце 2 контрольной плиты 1, выдвинуть ограничитель 3 до упора в торец нижней головки шатуна и закрепить эту головку винтом. Затем, замерив глубиномером 4 расстояние от торца верхней головки до плоскости плиты, снять шатун с прибора и повернуть на 180°, подвести до упора в ограничитель торцем с другой стороны нижней головки и выполнить второй замер (так же, как первый).

Скрытые трещины обнаруживают на специальных установках (рентгеновские машины, ультразвуковые установки), а иногда менее совершенным способом - постукиванием молотком по различным участкам шатуна: глухой, дребезжащий звук указывает на трещины.

Перейти вверх к навигации
Перепечатка материалов запрещена.
Помогите другим людям найти библиотеку разместите ссылку: