Научная книга Поиск по сайту
Главная
Поиск по сайту

Раздел: БИБЛИОТЕКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Короткий путь http://bibt.ru

Адрес этой страницы' ?>

<<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

§ 2. НАСОСЫ.

Основными механизмами в гидравлических системах современных станков являются ротационные насосы, т. е. такие, в которых всасывание происходит вследствие вращения рабочих органов насоса (зубчатых колес, сердечников с лопастями или поршнями). Наибольшее применение получили шестеренчатые, лопастные и поршневые насосы. Насосы могут быть регулируемые, т. е. допускающие изменения производительности при постоянном числе оборотов, и нерегулируемые, т. е. не допускающие изменения производительности.

Шестеренчатые насосы бывают низкого, среднего и высокого давления. Шестеренчатые насосы низкого давления (до 5 am) применяют в системах смазки и охлаждения станков. Насосы среднего давления (до 30 ат) применяют в гидравлических системах шлифовальных, фрезерных и других станков. Насосы высокого давления (до 70 am) применяют в гидравлических системах сверлильно-расточных, протяжных, токарных и фрезерных станков.

Рассмотрим устройство шестеренчатого насоса (рис. 133,а).

Насос состоит из чугунного корпуса 3, крышек 1 и 4, скрепленных винтами. Их точное расположение фиксируется контрольными штифтами. В корпусе расположены зубчатые колеса 2 и 14, закрепленные на валах 6 и 12 шпонками. Шпонка ведомого вала укреплена штифтом 5. Валы вращаются в игольчатых подшипниках, которые расположены во втулках 7, помещенных в чугунных вкладышах 8. Между корпусом и крышками проложены уплотнения из бумажной кальки, пропитанной нитролаком.

шестеренчатый насос

Рис. 133. Типы насосов: а - шестеренчатый насос.

Утечка жидкости по ведущему валу устраняется подтягиванием винтами 10 чугунной втулки 9, сжимающей пробковую прокладку или сальниковую набивку 13. Выступающий конец вала имеет шпонку 11 для соединения с приводом. Чем больше количество зубьев, тем равномернее подается жидкость.

Насосы, у которых зубчатые колеса имеют 5-10 зубьев, применяют для охлаждения систем. В гидроприводах используют зубчатые колеса с 10-20 зубьями.

Зубчатые колеса для насосов изготовляют из цементуемых сталей с последующей термической обработкой и шлифованием профиля зубьев на зубошлифовальном станке.

Биение диаметра начальной окружности зубчатых колес допускается до 0,04 мм, непараллельность зубьев к оси отверстия не более 0,03 мм, биение к торцу не более 0,02 мм на диаметре до 50 мм.

Основные требования при сборке шестеренчатых насосов следующие: достижение плотности в посадочных местах корпуса, соблюдение межцентрового расстояния для осей зубчатых колес, получение хорошего зацепления.

При сборке шестеренчатых насосов следует обратить особое внимание на зазор между зубчатыми колесами и вкладышами, который должен быть задержан в пределах 0,04-0,08 мм. Соблюдение равномерности и величины этого зазора - основное условие правильной сборки насоса.

Недостаток обычных шестеренчатых насосов в том, что зубчатые колеса в них испытывают одностороннее давление жидкости, направленное со стороны полости нагнетания в сторону всасывания, вследствие чего расточка корпуса получает односторонний износ (чем больше давление жидкости, тем быстрее износ).

Для давления до 70 am изготовляют уравновешенные шестеренчатые насосы. Если при обработке зубчатых колес или корпуса насоса не выдержан допуск, в пределах которого они должны быть обработаны, следует прошлифовать торцы зубчатых колес (когда зазор меньше требуемого) или торец корпуса (когда зазор больше допускаемого).

Сборка насоса заканчивается установкой винтов и контрольных штифтов. После чего проверяют вручную вращение ведущего вала, которое должно быть легким и плавным. Если во время вращения происходит защемление вращающихся деталей, то это объясняется небрежной сборкой или перекосом осей под подшипники. В этом случае следует ослабить винты, крепящие крышки насоса, и если зубчатые колеса будут вращаться легко, вновь затянуть их без перекоса. Если при этом не будет получено хороших результатов, необходимо выполнить перештифтовку крышек. После сборки насос испытывают на специальном стенде для определения производительности и объемного коэффициента полезного действия. Насос должен работать без шума и стуков.

Перейти вверх к навигации
Перепечатка материалов запрещена.
Помогите другим людям найти библиотеку разместите ссылку: