Научная книга Поиск по сайту
Главная
Поиск по сайту

Раздел: БИБЛИОТЕКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Короткий путь http://bibt.ru

Адрес этой страницы' ?>

<<предыдущая страница Оглавление книги следующая страница>>

3. Ремонт и модернизация оборудования

В процессе эксплуатации любой машины в той или иной мере теряются ее первоначальные эксплуатационные качества в результате естественного износа трущихся пар или существенного разрушения отдельных деталей. Это приводит к снижению ее точности и производительности, а в некоторых случаях к полной потере работоспособности. С целью восстановления характеристик оборудования в соответствии с паспортными данными производится его ремонт — замена быстроизнашиваемых частей, исправление отдельных деталей и узлов, регулировка механизмов.

В машиностроении ежегодно подвергают капитальному ремонту до 12%, а текущему ремонту 100% технологического оборудования. В результате этого из каждых ста рублей себестоимости выпускаемой продукции 12—18 руб. расходуются на ремонт оборудования. ЭНИМС в сотрудничестве с рядом институтов и заводов разработал типовое положение «О Единой системе планово-предупредительного ремонта технологического оборудования машиностроительных предприятий» (ЕСППР). Эта система включает работы по организации технического обслуживания и планового ремонта оборудования, устанавливает основные показатели ЕСППР — структуру ремонтного цикла и его длительность, продолжительность межремонтных и межосмотровых периодов, сравнительные категории сложности ремонта различных видов оборудования в зависимости от их основных параметров, а также методику определения норм расхода основных, смазочных и обтирочных материалов на ремонт и эксплуатацию оборудования.

Основным достоинством Единой системы ППР является прежде всего плановое проведение ремонтов, устанавливаемое в зависимости от количества отработанных часов, технических и эксплуатационных особенностей, размеров и условий эксплуатации данного оборудования. Важным преимуществом Единой системы ППР является также предупредительный характер этой системы, которая рассчитана на предотвращение прогрессирующего износа и случайного выхода из строя машин, а также обеспечение необходимой подготовки к ремонтным операциям и улучшение качества этих работ.

По Единой системе ППР станок выводится на ремонт при наработке определенного количества часов (а не по календарному времени) или по результатам проведенной проверки технологической надежности станка без его разборки.

Все виды ремонта оборудования проводятся в основном работниками ремонтных служб по годовым и месячным планам ППР. Однако непосредственное участие в этих работах наладчиков и рабочих операторов, как показывает опыт многих заводов, дает значительный эффект. Это объясняется не только тем, что станочник может лично проследить за качеством выполнения ремонта оборудования, на котором он работает, но и тем, что он получает практическую возможность больше вникнуть в кинематику станка, лучше узнать причины и факторы, вызывающие различные отклонения в его работе.

Единая система ППР включает также работы по модернизации оборудования, которые обычно проводятся одновременно с капитальным ремонтом и направлены на повышение прочности и износостойкости отдельных деталей и механизмов. Модернизация станков с целью повышения их точности формально не предусматривается Единой системой ППР. Тем не менее улучшение плавности перемещения рабочих органов, сокращение вибраций, повышение точности отсчетных рабочих органов, уменьшение биения шпинделей и другие работы по улучшению качественных параметров, как правило, приурочиваются к капитальным ремонтам.

В соответствии с Единой системой ППР техническое обслуживание при эксплуатации оборудования заключается в систематическом наблюдении за его состоянием и работой, особенно за механизмами управления, ограждениями и смазочными устройствами, а также в своевременном устранении мелких неисправностей. Все эти работы выполняются работниками ремонтных служб при непосредственном участии рабочих, эксплуатирующих данное оборудование. Дежурные специалисты ремонтных служб контролируют эксплуатацию оборудования, а при нарушениях отключают его.

По планам-графикам Единой системы ППР в обязанность ремонтных слесарей входит проведение таких периодических операций, как промывка агрегатов, смена масла (по отдельному графику), проверка точности прецизионного и финишного оборудования в соответствии с требованиями ГОСТа и технических условий (при участии работников метрологической службы и ОТК), осмотры для выявления и устранения тех неисправностей, при которых оборудование не может нормально эксплуатироваться до ближайшего планового ремонта.

Если обнаруженные при осмотре дефекты оборудования отрицательно влияют на качество изготовляемых на нем деталей, оно подлежит ремонту для полного устранения этих дефектов. Причем срок ремонта в данном случае устанавливается начальником ОТК или руководителем цеха.

Текущий и капитальный ремонты выполняются в плановом порядке. Текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности оборудования и состоит в замене и восстановлении его отдельных частей и их регулировании. Капитальный ремонт осуществляется с целью восстановления исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, и их регулирования.

Кроме указанных видов ремонта различают еще неплановый ремонт, вызванный аварией оборудования или значительным нарушением его точности работы. Однако при правильной эксплуатации и надлежащем уходе за оборудованием непредусмотренные планом ремонты могут быть полностью исключены.

Каждый ремонт агрегата должен обеспечить его соответствие техническим условиям, предусмотренным паспортом, и нормальную работу до следующего планового ремонта.

Таким образом, важнейшей задачей Единой системы ППР является удлинение межремонтного периода службы оборудования. Эта система обеспечивает снижение расходов на ремонт и повышение его качества, а также постоянное поддержание оборудования в исправном состоянии, обусловливающем его полную работоспособность, максимальную производительность и высокое качество обрабатываемых на нем деталей.

Перейти вверх к навигации
Перепечатка материалов запрещена.
Помогите другим людям найти библиотеку разместите ссылку: